Это самый эффективный способ обучения, но студенты его терпеть не могут
Исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, ставит под сомнение общепринятые представления о методах обучения. Хотя повторение с интервалами и практическое тестирование уже давно считаются золотыми стандартами обучения, исследователи обнаружили, что разнообразие способов отработки материала может повысить эффективность.
Что это значит на практике?
Исследовательская группа разработала собственные тесты, уделяя особое внимание сценариям обучения в реальных условиях. В ходе своей первой серии исследований они привлекли студентов польских университетов, которые никогда не изучали финский язык, чтобы все начинали с одинакового уровня. Некоторые участники сначала изучили 40 финских слов в сочетании с их переводами на польский, в то время как другие сразу же приступили к практическим занятиям.
Вместо того чтобы использовать простые карточки, исследователи объединили каждое финское слово в полноценные предложения, которые давали контекстные подсказки о его значении. Подумайте о разнице между запоминанием слова и перевода и выяснением значения слова из предложений.
Учащиеся прошли пять этапов практики с этими предложениями. Половина слов каждый раз встречалась в одном и том же предложении. Другая половина каждый раз появлялась в разных предложениях, заставляя студентов осмысливать это слово в новых контекстах.
Некоторые участники получали немедленную обратную связь после каждой попытки, видя правильный перевод, в то время как другим приходилось полагаться исключительно на свою память. Исследователи также поиграли со временем. Некоторые студенты отрабатывали слова с большими промежутками между повторениями (около 40 других слов между ними), в то время как другие воспринимали их быстрее.
В ходе семи экспериментов, в которых приняли участие почти 300 человек, подход к вариативному поиску неизменно приводил к лучшему запоминанию информации по сравнению с повторным просмотром информации одним и тем же способом. Улучшения проявились как сразу после изучения, так и при тестировании через 24 часа.
Самое интересное, что этот улучшающий эффект особенно хорошо проявлялся в сочетании с двумя другими проверенными методами обучения: распределением учебных занятий по времени (так называемый интервал) и активными попытками вспомнить информацию, а не просто перечитывать ее (практика поиска).