Это самый эффективный способ обучения, но студенты его терпеть не могут

Хотите освоить новый язык или успешно сдать следующий экзамен? Ученые обнаружили, что изменение методов поиска информации приводит к улучшению результатов обучения, даже если в данный момент это может показаться трудным и менее эффективным.
Это самый эффективный способ обучения, но студенты его терпеть не могут
Unsplash
Увы, но не всегда самый эффективный способ — самый удобный

Исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, ставит под сомнение общепринятые представления о методах обучения. Хотя повторение с интервалами и практическое тестирование уже давно считаются золотыми стандартами обучения, исследователи обнаружили, что разнообразие способов отработки материала может повысить эффективность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что это значит на практике?

Если вы хотите изучать иностранный язык, традиционные методы могут предложить несколько раз просмотреть одну и ту же карточку: «собака — dog». Согласно новому исследованию, вы бы лучше усвоили это слово, если бы каждый раз встречали его в разных контекстах: «Папа выгуливает собаку», «Это видео с собакой уморительно», «Я умею плавать, как собака».

Исследовательская группа разработала собственные тесты, уделяя особое внимание сценариям обучения в реальных условиях. В ходе своей первой серии исследований они привлекли студентов польских университетов, которые никогда не изучали финский язык, чтобы все начинали с одинакового уровня. Некоторые участники сначала изучили 40 финских слов в сочетании с их переводами на польский, в то время как другие сразу же приступили к практическим занятиям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
учебники по языку
Unsplash

Вместо того чтобы использовать простые карточки, исследователи объединили каждое финское слово в полноценные предложения, которые давали контекстные подсказки о его значении. Подумайте о разнице между запоминанием слова и перевода и выяснением значения слова из предложений.

Учащиеся прошли пять этапов практики с этими предложениями. Половина слов каждый раз встречалась в одном и том же предложении. Другая половина каждый раз появлялась в разных предложениях, заставляя студентов осмысливать это слово в новых контекстах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые участники получали немедленную обратную связь после каждой попытки, видя правильный перевод, в то время как другим приходилось полагаться исключительно на свою память. Исследователи также поиграли со временем. Некоторые студенты отрабатывали слова с большими промежутками между повторениями (около 40 других слов между ними), в то время как другие воспринимали их быстрее.

процесс обучения
Unsplash

В ходе семи экспериментов, в которых приняли участие почти 300 человек, подход к вариативному поиску неизменно приводил к лучшему запоминанию информации по сравнению с повторным просмотром информации одним и тем же способом. Улучшения проявились как сразу после изучения, так и при тестировании через 24 часа.

Самое интересное, что этот улучшающий эффект особенно хорошо проявлялся в сочетании с двумя другими проверенными методами обучения: распределением учебных занятий по времени (так называемый интервал) и активными попытками вспомнить информацию, а не просто перечитывать ее (практика поиска).