Пенсионеры в Японии нарушают законы и попадают в тюрьму — ради «достойной жизни»
На фоне стареющего населения Японии тюрьмы страны все больше напоминают дома престарелых, — пишут журналисты. Между тем за решеткой пожилые женщины стабильнее получают еду, медицинскую помощь и поддержку, — чего им не хватает на воле. Так, для многих пенсионеров это осознанный выбор: жизнь за пределами тюрьмы оказывается слишком сложной и одинокой.
Тюрьма как прибежище для пенсионеров Японии
В женской тюрьме Тотиги, расположенной к северу от Токио, 1/5 заключенных — это женщины старше 65 лет. Для некоторых из них тюрьма стала единственным местом, где они чувствуют себя в безопасности.
- 81-летняя Акие, осужденная за кражу продуктов, призналась местным журналистам: «Здесь, возможно, самая стабильная жизнь, которую я когда-либо вела».
Пенсионерка Акие — одна из многих, кто оказался за решеткой из-за бедности и одиночества. Так, ее пенсии не хватало на еду, а изоляция сделала жизнь женщины «невыносимой».
При этом некоторые японки совершают преступления намеренно, чтобы вернуться в тюрьму.
- «Люди приходят сюда, потому что на воле холодно или они голодны», — комментирует журналистам Такаеси Ширанага, охранник тюрьмы Тотиги.
Причины кризиса в Японии
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), 20% японцев старше 65 лет живут за чертой бедности. Это самый высокий показатель среди развитых стран.
Именно для пожилых женщин ситуация особенно сложна: кражи составляют более 80% преступлений, за которые они отбывают наказание, и часто эти кражи связаны не с жадностью, а с необходимостью выжить. Затем социальная изоляция усугубляет проблему.
- Пожилая заключенная Акие вспоминает, как ее собственный сын говорил: «Я бы хотел, чтобы ты просто ушла». Так, без поддержки семьи многие пенсионерки теряют желание бороться за лучшее будущее.
Как тюрьмы Японии адаптируются к старению населения
Рост числа пожилых заключенных в Японии изменил подход к их содержанию. Например, в тюрьме Тотиги сотрудники помогают заключенным принимать лекарства, менять подгузники и передвигаться.
Некоторые заключенные даже проходят обучение уходу за другими.
- Так, 51-летняя Еко, — неоднократно осужденная за употребление наркотиков, — получила квалификацию медсестры во время своего последнего заключения. Теперь она помогает ухаживать за другими женщинами, заменяя недостающий персонал в тюрьме.
- Между тем Министерство юстиции Японии разработало программы для поддержки заключенных после освобождения: туда входит обучение самостоятельной жизни, восстановление семейных связей и лечение зависимостей.
- Также чиновники запустили пилотные проекты по предоставлению жилищных субсидий пожилым людям без родственников.
- И все же с учетом быстрого старения населения и низкой рождаемости нынешних мер может быть недостаточно.
Так, истории той же 81-летней заключенной Акие указывает на трагические последствия бедности и одиночества в обществе, где продолжительность жизни одна из самых высоких в мире. Тюрьма становится для пенсионеров не местом наказания, а прибежищем, где люди находят заботу и сообщество, — заключили западные журналисты.