Если «обмануть» иммунную систему, она атакует опухоль, как чужеродный орган

Ученые из Гуансийского медицинского университета в Наньнине (Китай) замаскировали опухоли так, чтобы они «выглядели» как органы свиньи, заставив таким образом, иммунную систему атаковать раковые клетки. По данным, полученным на обезьянах и людях, этот метод может приостановить рост опухоли и даже полностью ее уничтожить.
Если «обмануть» иммунную систему, она атакует опухоль, как чужеродный орган
Опухоль (желтая, искусственно окрашенная) растет в легком человека. Avallini James/BSIP/SPL
Ученые все чаще и все остроумнее используют собственные силы организма, в первую очередь иммунную систему, для его защиты от рака.

Ученые из Гуансийского медицинского университета в Наньнине (Китай) замаскировали опухоли так, чтобы они «выглядели» как органы свиньи, заставив таким образом, иммунную систему атаковать раковые клетки. Работа опубликована в журнале Cell.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы разработать стратегию борьбы с раком, авторы взяли за основу проблему, с которой сталкиваются люди, которым пересаживают органы: иммунная система человека распознает пересаженные органы как чужеродные и пытается их уничтожить.

Эта проблема особенно актуальна для пересадки свиных органов, которые могли бы дополнить запасы донорских органов человека — сердца, печени, почек. Но человеческие антитела немедленно прикрепляются к сахарам, которыми покрыты поверхности свиных клеток, что приводит к быстрому отторжению пересаженной ткани. (Органы свиней, пересаживаемые людям, биоинженерно модифицированы, чтобы предотвратить такую реакцию).

Иммунолог и хирург Юнсян Чжао из Гуансийского медицинского университета в Наньнине (Китай) задался вопросом, можно ли использовать этот мощный иммунный ответ и направить его против опухолей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для этого Чжао и его коллеги объединили уроки трансплантологии с противораковой стратегией, называемой онколитической виротерапией, которая существует уже несколько десятилетий. В рамках этого подхода вирусы либо атакуют раковые клетки, либо провоцируют на это иммунную систему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совместное использование патогена домашней птицы

Схема исследования.
Схема исследования.
https://www.cell.com/cms/10.1016/j.cell.2024.12.010/asset/6fca0548-4788-4559-8c98-1fe6f616a935/main.assets/fx1_lrg.jpg
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для этой терапии команда Чжао выбрала вирус болезни Ньюкасла, который может быть смертельным для птиц, но вызывает лишь легкое заболевание или вообще не вызывает его у людей. При самостоятельном воздействии на опухоли этот вирус не вызывает достаточно сильного иммунного ответа, чтобы помочь в клинических условиях. Поэтому команда создала вирусы болезни Ньюкасла, несущие генетические инструкции для фермента под названием α 1,3-галактотрансфераза. Этот фермент покрывает клетки определенными свиными сахарами — теми самыми, которые вызывают яростную атаку антител у людей, получивших трансплантат свиного органа.

Сначала исследователи протестировали терапию на обезьянах-циномолгусах (Macaca fascicularis). Пять обезьян с раком печени, получавших только физраствор, умерли в среднем через четыре месяца после лечения. А пять обезьян с раком, получивших кодирующий ферменты вирус, прожили более шести месяцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем исследователи протестировали кодирующий вирус на 23 людях с различными видами рака, устойчивыми к лечению, включая рак печени, пищевода, прямой кишки, яичников, легких, груди, кожи и шейки матки. Результаты оказались неоднозначными. Через два года опухоли у двух человек уменьшились, но не исчезли полностью. У пяти человек опухоли перестали расти. У других участников опухоли сначала перестали расти, но затем снова начали увеличиваться. Два участника не получили никакой пользы от лечения, и еще двое выбыли из исследования до конца первого года.

По словам Чжао, у людей, которым лечение не помогло, возможно, болезнь прогрессировала слишком сильно, и лечение действовало слишком медленно. В ближайшие несколько лет он и его коллеги планируют продолжить тестирование системы в клинических испытаниях II и III фазы.