Третий пациент получил чип от компании Илона Маска Neurаlink
Илон Маск сообщил, что третий пациент получил имплантат от его компании Neuralink.
«У нас есть... три человека с Neuralinks, и все они работают хорошо», — сказал Маск. По его словам, с момента первой имплантации около года назад компания усовершенствовала устройство: стало больше электродов, увеличена пропускная способность и увеличено время автономной работы. Маск сказал, что Neuralink планирует в этом году имплантировать свои микрочипы еще 20-30 пациентам.
Маск не предоставил никаких сведений о последнем пациенте, но есть информация о предыдущих. Второй пациент, у которого поврежден спинной мозг и которому имплантат был установлен прошлым летом, с помощью устройства играет в видеоигры и учится использовать программы автоматизированного проектирования для создания трехмерных объектов. Первый пациент, также парализованный после травмы спинного мозга, рассказал, как устройство помогло ему играть в видеоигры и шахматы.
Многие другие компании и исследовательские группы работают над аналогичными проектами. Это, в частности, компании Synchron, BrainCo и Paradromics. Согласно американской базе данных исследований, в настоящее время проводится более 45 испытаний интерфейсов «мозг-компьютер». Их цель — помочь в лечении заболеваний мозга, преодолении черепно-мозговых травм и в других сферах.
По словам Раджеша Рао, содиректора Центра нейротехнологий при Университете Вашингтона, многие исследовательские лаборатории уже продемонстрировали, что люди могут точно управлять компьютерными курсорами с помощью BCI.
По словам Рао, Neuralink уникальна в двух отношениях. Во-первых, операция по имплантации устройства — это первый случай использования робота для вживления гибких электродов в мозг человека с целью регистрации нейронной активности и управления устройствами. ВО-вторых, электродные массивы Neuralink способны записывать данные с большего количества нейронов, чем другие интерфейсы.
Тем не менее, по словам ученого, преимущества подхода Neuralink еще предстоит продемонстрировать, а некоторые конкуренты опережают компанию в других аспектах. Например, по словам Рао, Synchron, Blackrock Neurotech и Onward Medical, тоже проводят испытания BCI на людях, но «используют либо менее инвазивные методы, либо более универсальные подходы», сочетающие запись данных с нейронов данных с стимуляцией.
Каковы преимущества BCI?
Марко Баптиста, главный научный сотрудник Фонда Кристофера и Даны Рив, назвал технологию BCI «захватывающей» и особенно важной для людей с параличом.
По его словам, в ходе клинических испытаний «мы сможем понять, какой подход будет выигрышным. Но пока об этом рано говорить».
По словам Баптисты, его фонд обычно старается поддерживать исследовательские группы финансово и с помощью экспертов, но он не выделил Neuralink никаких денег.
«Нам нужно действительно поддерживать рискованные и высокодоходные начинания. Это явно рискованное и высокодоходное дело. Мы не знаем, насколько безопасно это будет. Мы не знаем, насколько это осуществимо», — сказал он.
Как тестируются и регулируются BCI?
В 2023 году компания Neuralink объявила о том, что получила разрешение от американских регулирующих органов начать тестирование своего устройства на людях.
Большинство медицинских устройств поступает на рынок без клинических исследований, но высокорисковые, такие как импланты в мозг, проходят предварительное утверждение и нуждаются в так называемом «разрешении на использование» от Управления по контролю за продуктами и лекарствами (FDA), говорит доктор Рита Редберг, кардиолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, которая изучает устройства с высоким риском.
Компания Neuralink утверждает, что у нее есть такое разрешение, но FDA заявило, что не может подтвердить или раскрыть информацию о конкретном исследовании. Редберг говорит, что FDA, как правило, участвует во всех этапах — от набора пациентов до тестирования устройств и анализа данных. По ее словам, этот процесс регулирования ставит во главу угла безопасность.
Она также указала на еще один уровень защиты: все исследования с участием людей нуждаются в институциональном наблюдательном совете. Это может быть совет по этике. В его состав должен входить как минимум один человек, не являющийся ученым, а также человек, не связанный с учреждением или организацией, формирующей совет.
Роль таких советов «заключается в том, чтобы оценить наличие разумного риска и разумной вероятности получения пользы, а также в том, чтобы пациенты были проинформированы о риске и пользе, еще до того, как они приступят к лечению», — говорит Редберг.