Мустанг в авиашколе: новый российский учебный самолет УТС-800 вышел на большие испытания

​​​​​​​Пара серийных экземпляров нового учебно-тренировочного самолета поступили в Минобороны РФ для проверки в деле. Он получил хорошие отзывы, но и недостатки есть — как ни странно, его мотор считают «слишком мощным».
Мустанг в авиашколе: новый российский учебный самолет УТС-800 вышел на большие испытания
Скриншот видео. УЗГА
Содержание статьи

УТС-800 может стать новой основной рабочей лошадкой российских авиашкол – учебно-тренировочной машиной для отработки как базовых навыков, так и высшего пилотажа. Тем более, что КБ предприятия УЗГА, создателя машины, разработало фактически учебно-тренировочный комплекс с наземным тренажером в дополнение к самолету.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Турбовинтовая летающая школа

Главная фишка самого самолета – российский турбовинтовой двигатель ВК-800ПС компании ОДК-Климов мощностью 806 л. с., работающий с 5-лопастным винтом. Планер у него тоже российский, полимерный.

Безопасный в управлении

Для надежности система управления выполнена механической. Аэродинамическая схема рассчитана на вероятность грубых ошибок пилотирования у новичков-пилотов, делая УТС устойчивым к сваливанию в штопор, безопасный вход и выход из него. У «восьмисотки» есть интересная особенность: на критических углах атаки она начинает трястись, предупреждая пилота, что он на волоске от штопора.

Большая кабина с выпуклым фонарем дает хороший обзор и оснащена кондиционером и катапультируемым креслом. Пилоты могут использовать противоперегрузочные костюмы для высшего пилотажа – конструкция позволяет перегрузки от +7g до -4g.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
утс-800 самолеты новости
Соцсети

Основные характеристики УТС-800:

  • максимальная скорость самолета – 460 км/ч,
  • дальность полета – 1200 км,
  • максимальная допустимая высота полета – 6000 м или 8000 м (по разным источникам).
Самолет создан 85-летним уральским авиазаводом
widget-interest

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) был основан в 1939 г. как авиаремонтное предприятие «линейные авиаремонтные мастерские» (САРМ ГВФ). Поначалу здесь ремонтировали учебные самолеты У-2. Затем в его истории было производсто истребителей И-15 и И-16, а также многих других машин. В последние годы завод выпускал по лицензии легкие самолеты Diamond и вертолеты Bell-407, кроме прочих.

УТС-800 разработан под руководством главного конструктора Дмитрия Тинякова.

«Восьмисотка» заменит европейские машины

Для обучения военных пилотов в России сейчас используют довольно пестрый зоопарк техники, от стареньких чехословацких реактивных Aero L-29 Delfín и L-39 Albatros до свежих российских Як-130 и австрийских Diamond DA40, выпускаемых на УЗГА по лицензии. С иностранной техникой сейчас по понятным причинам есть сложности, что повышает интерес к УТС со стороны государства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
самолет як-130
Як-130
Mil.ru
Diamond DA40 Diamond Star самолет
Diamond DA40 Diamond Star
bomberpilot - Wikipedia

Обогнал конкурента: УТС-800 против Як-152

Первый полет уральского самолета состоялся чуть более года назад, в октябре 2023-го. Первые испытания подтвердили, что УТС действительно хороший летун, прощающий пилотам многие ошибки. В конце декабря 2024 года Минобороны получило первые два экземпляра, сделанные по серийной технологии, для эксплуатационных испытаний.

По словам бывшего министра обороны Сергея Шойгу, авиационным вузам нужно не меньше 500 современных учебных самолетов и 200 вертолетов.

Поскольку параллельно с ним в Иркутске на ПАО «Яковлев» разрабатывали похожий самолет Як-152, военные изначально хотели сравнить две машины и выбрать лучшую. Главным отличием Як-152 был импортный поршневой мотор, а его разработка началась раньше. Однако из-за санкций Як в итоге остался вовсе без мотора: на тот момент было сделано всего 3 опытных экземпляра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
самолет як 152
Як-152
Алексей Коршунов - russianplanes.net

Слишком мощный?

У УТС-800 тоже есть проблемы с мотором, но другие. Год назад эксперты предупреждали, что его турбовинтовой двигатель слишком мощный, и это пугает неопытных пилотов: об этом говорило издание Mash News, ссылаясь на председателя Ассоциации малых авиапредприятий Сергея Детенышева. Эксперт считает, что учить на нем начинающих курсантов «все равно, как учить водить автомобиль на Bugatti Veyron или Dodge Viper».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Климовский двигатель еще и неоправданно дорог в производстве и обслуживании, считает он.

самолеты утс-800 в ангаре
Соцсети

Но придержим суждения и посмотрим, что скажет будущий главный заказчик в лице МО РФ, после того, как опробует самолет в деле.