Британские ученые: Иисус, возможно, родился не в Вифлееме! Вот что говорит наука
В преддверии православного Рождества миллионы людей по всему миру готовятся к празднику, вспоминая библейскую историю о рождении Иисуса в Вифлееме. Правда, согласно некоторым исследованиям, известный рассказ может быть скорее символическим, чем исторически точным.
Где родился Иисус Христос?
- Традиционная история о рождении Иисуса Христа в Вифлееме Иудейском описана в Евангелиях от Матфея и Луки.
- Вифлеем — небольшой город в 10 километрах от Иерусалима, который стал важным местом паломничества христиан.
- Местная базилика Рождества Христова признана объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
- И все же историки все чаще указывают на несоответствия в библейском рассказе.
Профессор Хелен Бонд из Эдинбургского университета, Великобритания, подчеркивает: ни апостол Павел, ни раннее Евангелие от Марка ничего не говорят о рождении Иисуса в Вифлееме. Более того, в Евангелиях Матфея и Луки сами рассказы о рождении различаются.
- Матфей утверждал, что семья Христа жила в Вифлееме и позже бежала в Египет от преследований царя Ирода, тогда как Лука рассказывает о поездке Марии и Иосифа из Назарета в Вифлеем для участия в римской переписи.
При этом исторические данные о переписи, описанной Лукой, также подвергаются сомнению.
Загадка Вифлеема
С другой стороны, к примеру, археолог Авирам Ошри выдвинул гипотезу, якобы Иисус мог родиться в другом Вифлееме, расположенном всего в нескольких километрах от Назарета. Все потому, что в той местности уже обнаружили останки византийской церкви и других сооружений, которые могут датироваться временем жизни Иисуса.
Тем не менее, большинство экспертов считают: самым вероятным местом рождения Иисуса остается его родной город Назарет.
К тому же археологические раскопки показали, что Назарет был относительно крупным поселением с развитой инфраструктурой и глубокими религиозными традициями.
Профессор Хелен Бонд из Эдинбургского университета подчеркивает, что акцент на Вифлееме мог быть сделан позже, чтобы связать Иисуса с пророчествами о рождении Мессии в городе Давида.
Так, Бонд предлагает рассматривать евангельские рассказы скорее как символические, чем исторически точные.