Экранное время перестраивает мозг дошкольников
Современные дошкольники все больше погружаются в мир экранов, и исследования показывают, что более половины 2,5-летних детей и более трети 4-летних превышают рекомендованные Американской академией педиатрии пределы времени, отведенного на просмотр фильмов. Пандемия COVID-19 только усилила эту тенденцию, удвоив ежедневное использование детьми экрана для онлайн-активности.
На этом фоне исследователи из Шанхайского педагогического университета и Карлтонского университета провели обширное исследование того, как время, проведенное перед экраном, влияет на поведение маленьких детей. Их результаты свидетельствуют о том, что чрезмерное использование экрана может создать проблемный цикл: больше времени у экрана приводит к ухудшению сна, что, в свою очередь, усугубляет проблемы с поведением.
Результаты показывают, что чрезмерное время, проведенное за экраном, может привести мозг дошкольников в возбужденное состояние, что приведет к ухудшению качества и продолжительности сна. Это повышенное возбуждение вызывает целый каскад эффектов, которые могут повлиять на поведение и самочувствие детей.
Связь между временем, проведенным у экрана, и сном
Для своего исследования исследователи опросили 571 мать детей дошкольного возраста в Шанхае. Дети, средний возраст которых составлял 4,7 года (44,7% из которых были мальчиками), происходили из семей, где большинство матерей (83,3%) имели высшее образование и работали в основном офисными работниками (79,33%), учителями (14,19%) или государственными служащими (5,25%). Около двух третей детей (65,85%) были единственными детьми в семье. Исследование охватывало три ключевые области: потребление времени у экрана, режим сна и проблемы с поведением.
Что делает это исследование особенно интересным, так это изучение того, как взаимодействуют эти элементы. Вместо того, чтобы просто установить прямые взаимосвязи, исследователи изучили, как качество сна служит связующим звеном между воздействием экрана и поведенческими проблемами.
Участники записывали ежедневное экранное время своих детей на различных устройствах (телевизорах, смартфонах, компьютерах и других устройствах) в течение предыдущей недели. Затем они провели оценку поведенческих проблем, в том числе проблем с гиперактивным вниманием, эмоциональных симптомов, таких как частые жалобы на плохое самочувствие, и проблем со сверстниками, таких как одиночество или предпочтение игр в одиночестве. Качество и продолжительность сна также оценивались с помощью отчетов матерей.
У мальчиков, участвовавших в исследовании, наблюдались более высокие уровни проблем с гиперактивным вниманием и проблемами, связанными со сверстниками, по сравнению с девочками, что подчеркивает гендерные различия в том, как время, проведенное за экраном, может повлиять на поведение. Однако другие аспекты исследования не выявили существенных гендерных различий, что указывает на то, что многие из эффектов, связанных с проведением времени за экраном, пересекают гендерные границы.
Возможно, самым интригующим было то, что, хотя время, проведенное за экраном, влияло как на проблемы с вниманием, так и на эмоциональные симптомы, влияя на сон, оно не имело существенной связи с проблемами, связанными со сверстниками. Это открытие позволяет предположить, что не все поведенческие проблемы возникают из-за одних и тех же основных причин, даже если речь идет о времени, проведенном за экраном.