Древние египтяне не так боялись смерти, как принято считать

Традиционно принято считать, что люди, жившие в Древнем Египте, включая самих фараонов, испытывали сильный страх перед лицом смерти и событиями, которые могли произойти с душой в царстве мертвых. Однако новое исследование египтолога из ВШЭ дает другую оценку древнеегипетским верованиям.
Древние египтяне не так боялись смерти, как принято считать
Freepik
Египтяне строили пирамиды и создавали «Книгу мертвых» не только потому, что страшились жизни после смерти.

Европейские историки, в особенности британские ученые XIX–XX веков, сводили изучение Древнего Египта к культу смерти и посмертным практикам. Так, например, труды известного археолога и востоковеда Уоллиса Баджа сформировали представление о древнеегипетской культуре как о «мистической». Он делал акцент на одержимости египтян смертью. Этот подход, известный в социальной психологии как теория управления страхом смерти (TMT), предполагал, что строительство пирамид или создание «Книги мертвых» были воплощением страха перед возможной гибелью и попыткой справиться с чувством неизбежности смерти. Теория звучит вполне логично, если учесть, что религиозные тексты содержали заклинания, которые, как верили египтяне, защищали покойных в загробной жизни и помогали им преодолевать опасности на пути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
зачем египтяне строили пирамиды и боялись ли они смерти
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Древние египтяне стремились к космическому порядку

Однако исследователь НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Египтология» Екатерина Александрова изучила погребальные практики египтян и доказала, что верования цивилизации не строились исключительно на страхе умереть. Анализ религиозных текстов показал, что подготовка египтян к смерти выстраивалась в комплексную систему, призванную сохранить порядок и стабильность как в жизни, так и после нее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В своей научной работе исследователь упоминает теорию компенсационного контроля (CCT), согласно которой людям свойственно обращаться к внешним силам — богам и правителям, когда они испытывают недостаток контроля над своей жизнью и хотят сохранить порядок. Вероятно, то же самое делали египтяне, когда следовали ритуалам из «Текстов пирамид» и «Книги мертвых». Мотивация той религии была намного сложнее, чем считали ученые: люди не боялись смерти как таковой, но они надеялись сделать все для сохранения космического порядка.

Практика поддержания космического порядка, который обозначался словом «маат», занимала важное место в египетской культуре. По поверьям, гармонии и стабильности постоянно угрожали силы разрушения, называемые «исефет». Так, ритуалы рассматривались как способ обрести контроль над хаусом и восстановить космические силы. Именно в этом заключалась роль фараонов — божественных правителей, которые были ответственны за сохранение мира и гармонии не только на земле, но и в загробной жизни, и считались гарантами того самого «маат».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подтверждают эту теорию угрожающие надписи на гробницах, которые служили неким предупреждением для тех, кто мог бы осквернить могилу. В этих надписях покойный не только выражал надежду на восстановление справедливости в суде Великого бога в ином мире, но и рассчитывал наказать грабителя при помощи собственных колдовских способностей. Египтяне боялись скорее не настоящей смерти, а так называемой «второй смерти», наступавшей при неудачном стечении обстоятельств в другом мире. Чтобы справиться с ней, египтянин прибегал к культурным технологиям: «сердечные амулеты», например, не позволяли сердцу умершего свидетельствовать против него на суде Осириса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
культ смерти в древнем египте
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Социальный статус человека также был напрямую связан с ответственностью и вкладом в поддержание мирового порядка. Чем выше статус, тем выше ответственность и, как полагали египтяне, вклад его носителя в поддержание мирового порядка.

Египтяне верили, что средства, способные избавить от страха перед смертью, есть только у фараонов и элитных слоев общества.

Поэтому простые люди всячески старались обеспечить правильное погребение божественному правителю. По словам эксперта, эта необходимость была столь же очевидна, как осуществление храмового культа. Царские заупокойные тексты прямо говорят о том, что «пробудившийся от сна смерти» фараон устанавливает «маат» на место «исефет». Это означает, что заботы о погребении фараона не просто приумножают его личное посмертное благополучие, а нацелены на общее благо.