Междисциплинарная группа исследователей изучила большой массив текстов, чтобы выяснить, как люди в древней Месопотамии (на территории современного Ирака) чувствовали эмоции. Анализ миллиона слов древнего аккадского языка 934-612 годов до н. э., сохранившихся на клинописных табличках, позволил показать в каких частях тела и органах возникали счастье, любовь, гнев и страх. Результаты исследования опубликованы в журнале iScience.
Ученые выяснили, как в древней Месопотамии ощущали любовь и счастье

«В древней Месопотамии уже существовало приблизительное понимание анатомии человека, например, значение сердца, печени и легких», — говорит профессор Саана Свэрд из Университета Хельсинки, ассириолог, возглавляющий исследовательский проект. — «Одно из самых интригующих открытий связано с тем, где древние чувствовали счастье, которое часто выражалось словами, связанными с ощущением "открытости", "сияния" или "наполненности", — они чувствовали его в печени».
«Если сравнить древнюю месопотамскую телесную карту счастья с современными телесными картами, то они во многом схожи, за исключением "свечения" в печени», — говорит когнитивный нейробиолог Юха Лахнакоски.

Другие контрастные результаты между нами и древними жителями Месопотамии можно увидеть в таких эмоциях, как гнев и любовь. Согласно предыдущим исследованиям, гнев испытывается современными людьми в верхней части тела и руках, в то время как месопотамцы чувствовали себя наиболее «разгоряченными», «разъяренными» или «рассерженными» — в ногах. Между тем, любовь переживается совершенно одинаково современным и неоассирийским человеком, хотя в Месопотамии она особенно тесно ассоциируется с печенью, сердцем и коленями.
«Пока неясно, сможем ли мы в будущем что-то сказать о том, какие эмоциональные переживания характерны для человека в целом и всегда ли, например, страх ощущался в одних и тех же частях тела. Кроме того, мы должны помнить, что тексты — это тексты, а эмоции проживаются и переживаются», — говорит Свэрд.
Исследователи предупреждают, что, несмотря на увлекательность сравнения, мы должны помнить об этом различии, когда сравниваем современные карты тела, основанные на самоотчетах о телесных ощущениях, с картами тела месопотамцев, основанными только на лингвистических описаниях.
Слово и тело

Поскольку грамотность в Месопотамии была редкостью (3 000-300 лет до н. э.), клинопись в основном создавалась писцами и поэтому была доступна только богатым людям. Однако клинописные глиняные таблички содержали самые разнообразные тексты, такие как налоговые списки, торговые документы, молитвы, литературные произведения, ранние исторические и математические тексты.
«Древние ближневосточные тексты никогда не изучались подобным образом — с помощью количественной привязки эмоций к частям тела. В будущем этот метод может быть применен и к другим языковым материалам. Это может стать полезным способом изучения межкультурных различий в том, как мы испытываем эмоции даже сегодня, а не только в истории», — говорит Свэрд.