«Что не так с гибридом?» Большой автоспорт отказывается от гибридных трансмиссий

В прошлом десятилетии наличие гибридного привода стало обязательным в таких знаменитых соревнованиях, как 24 часа Ле-Мана, Мировой чемпионат ралли и «Формула-1». Теперь в гонках крутой поворот: на смену гибридам приходят турбонаддув и эко-топливо.
«Что не так с гибридом?» Большой автоспорт отказывается от гибридных трансмиссий
GoodFon
Автоспорт популяризировал многие технологии, сейчас ставшие привычной частью автомобиля, в том числе ремни безопасности, дворники лобового стекла и зеркала заднего вида.

В прошлом десятилетии организаторы элитных кольцевых и раллийных гонок снова взяли на себя миссию популяризаторства, на этот раз решив продвинуть гибридные трансмиссии, дабы стимулировать технический прогресс в этой сфере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Началось все с «Формулы-1»

В 2009 году организаторы F1 разрешили добавить к бензиновому двигателю электромотор и систему рекуперации энергии. Затем, в 2014-м, гибридные приводы сделали обязательными.

Гибридная силовая установка Ferrari F1
Гибридная силовая установка Ferrari
5225C - Wikipedia

Казалось, для гибридных авто все выглядит очень неплохо: в 2012-м бензоэлектрический болид впервые выиграл гонки прототипов на Ле-Мане.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технология быстро становилась все совершеннее, и в 2022-м сразу две серии, чемпионат мира по ралли WRC и чемпионат Великобритании по кольцевым гонкам BTCC, добавили требование, чтобы электропривод присутствовал на всех автомобилях-участниках. Через год за ними последовал американский чемпионат IMSA, наследник Американской серии Ле-Ман и Grand Am.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гибриды сделали гонки дороже. Значительно дороже

В первые годы введения новых правил участники F1 тратили сотни миллионов долларов ежегодно на разработку технологий гибридного привода. Закончилось тем, что жюри установило ограничение сверху, чтобы сделать состязание более честным.

На чемпионате на выносливость WEC (преемник 24 часов Ле-Мана) Audi и Porsche тратили подобные суммы. Даже экономной Toyota пришлось вложить $80 миллионов, чтобы состязаться с ними на равных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интереснее не стало

Переход на гибриды был больше связан именно с популяризацией этой технологии, нежели со стремлением повысить уровень соревновательности и достичь новых рекордов, считает Джонатан Гитлин, автомобильный редактор Arstechnica. «На чемпионате Rolex 24 в Дайтоне менеджеры команд сказали мне, что такие бренды, как Acura или Cadillac, не стали бы участвовать, если бы не хотели пропиариться на гибридной теме», – пишет он.

Проблема в том, что гибридный привод при существенном удорожании не сделал спорткары лучше с точки зрения спортивных возможностей. Даже наоборот: из-за прибавки в весе раллийные автомобили наших дней прыгают по кочкам уже не так резво, как их чисто бензиновые предшественники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
rally car jumping
GoodFon

Поворот в обратную сторону: BTCC

В октябре этого года Британская кольцевая серия первой сделала разворот на 180°. Начиная с 2025 года, от команд не будут требовать наличия гибридного привода. «Шесть лет назад, когда мы впервые анонсировали гибрид, эта технология все еще была в незрелом состоянии в мотоспорте и мы успешно ее развили – больше нам нечего доказывать. А остальным еще догонять и догонять», – сказал Алан Гоу, глава чемпионата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
btcc racing
GoodFon

Теперь эта серия гонок будет популяризировать и развивать турбонаддувы и экологичное топливо без единой капли нефти Hiperflo ECO102 R100 от производителя Haltermann Carless. Отсутствие аккумулятора и электромотора сделает болиды легче на 55 кг.

Следом чемпионат ралли

Неделю назад устроители WRC сделали такое же объявление. В 2025 году гибридных раллийных автомобилей не будет – это даст выигрыш около 80 кг в весе. Чтобы удержать мощность на безопасном уровне, двигатели получат ограничение по потреблению воздуха.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аналогично BTCC, в ралли будут использовать эко-топливо, возможно, того же производителя.

wrc rally car
@World - Flickr

F1 пока думает

На самом деле, «Королевская Формула» уже объявила, что углеродно-нейтральное топливо станет обязательным в 2026 году, хотя команды смогут сами выбирать его поставщика – это должно подстегнуть разработку технологий производства синтетического и биотоплива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложные и дорогие системы рекуперации энергии выхлопных газов точно уберут. Вместо этого, электромоторы будут собирать энергию при торможении. Это даст выигрыш в весе около 30 кг, хотя болиды 2026 года все еще тяжелее машин 2013 года, последнего, когда гибридная технология не была обязательной.

f1 2026 bolid
FIA

Новые правила продержатся до 2029 года. Что будет дальше, пока непонятно. Возможно, «Формула» вернется к чисто бензиновым двигателям. Может, к тому времени электромоторы и аккумуляторы достигнут такого совершенства, что ДВС уйдет в прошлое.

В любом случае, я надеюсь, что этот разворот ускорит развитие синтетического топлива. Эту технологию несколько подзабыли из-за хайпа вокруг электромобилей. А жаль – у нее есть свои важные преимущества. Поэтому я рад новой политике.