Ученые: «Дофамин и серотонин — это газ и тормоз»! Вот в чем разница этих веществ
Дофамин и серотонин – одни из самых известных нейромедиаторов мозга, которые часто связывают с системой вознаграждения в мозгу и настроением человека. Однако их роль выходит далеко за пределы простых понятий «удовольствия» и «стабильности», — пишут западные специалисты. Недавнее исследование, опубликованное в журнале Nature, показало: эти химические вещества работают как противоположные силы, формируя наше поведение.
Как дофамин и серотонин формируют поведение человека
Различия между дофамином и серотонином легли в основу двух теорий:
- гипотезы синергии, где дофамин отвечает за краткосрочные выгоды, а серотонин за долгосрочные;
- гипотезы оппозиции, предполагающей, что эти системы балансируют решения.
Чтобы проверить теории, ученые из Wu Tsai Neurosciences Institute разработали инновационную модель, позволяющую наблюдать и контролировать дофаминовые и серотониновые системы одновременно. Так, исследование проводили на мышах, которые с помощью наград выясняли связь звуковых и световых сигналов.
- Результаты показали: сигналы дофамина и серотонина изменялись в противоположных направлениях.
- Дофамин повышался при получении награды, а серотонин снижался. Более того, для успешного обучения мышам требовались оба нейромедиатора.
- Без какого-либо вещества животные не могли эффективно связывать внешние сигналы с вознаграждением.
Дофамин и серотонин в медицине
Выводы нового исследования имеют прямое отношение к лечению психических расстройств.
Например, при какой-либо зависимости терапия с учетом нового эксперимента может быть направлена на снижение гиперактивности дофамина и увеличение активности серотонина.
В случае депрессии, напротив, активация обоих систем может улучшить мотивацию и способность к долгосрочному планированию.
Кроме того, разработанные в рамках исследования методологии могут применить для изучения других расстройств, например, аутизм и шизофрения.
- «Результаты этого эксперимента откроют новые горизонты в изучении адаптивного поведения мозга», – заключил старший автор исследования Роберт Маленка.