Гибель китов из-за столкновений с кораблями становится глобальной проблемой: ученые бьют тревогу
Столкновения китов с судами зачастую оказываются фатальными для морских млекопитающих, но исследователи считают, что внедрение мер по решению этой проблемы на 2,6% поверхности океана снизило бы вероятность таких столкновений во всех опасных зонах.
До сих пор большинство столкновений китов с судами остаются незамеченными, что затрудняет оценку масштабов проблемы. По некоторым оценкам, ежегодно погибают десятки тысяч животных.
Однако в последние годы велась работа по выявлению особо опасных для китов точек, где риск пострадать наиболее высок. Так, было выявлено, что почти во всех из них отсутствуют меры по смягчению последствий таких столкновений.
Доктор Дженнифер Джексон из Британской антарктической службы и соавтор исследования уверена, что имеет дело с первым такого рода проектом, в котором проблема рассматривается в глобальном масштабе. Это открывает ученым возможность выявить закономерности риска столкновений, используя современный набор данных о четырех видах китообразных, которым удалось выжить после подобных происшествий.
В статье, опубликованной в журнале Science, сообщается об огромной исследовательской работе: учеными были собраны данные о 435 тыс. точках местонахождения китообразных, зарегистрированных в период с 1960 по 2020 год.
После была проделана не менее масштабная и трудоемкая работа: команда объединила полученный набор данных с более чем 35 млрд позиций координат 175 тыс. судов, чтобы оценить риск столкновений в мировом океане. Результаты показали, что морское судоходство охватывает 91,5% общего ареала обитания мигрирующих китов — и это подвергает их опасности.
Исследователи также смогли выделить «горячие точки», то есть районы с наибольшим риском столкновения с судном в 1% случаев. Хотя они были в основном сосредоточены вокруг континентальных береговых линий, а самый высокий процент — в Индийском океане, исследователи заявили, что тревожные участки были обнаружены также в районах открытого моря, например вблизи Азорских островов.
Защита китов — дело государственной важности
Более 95% очагов риска для всех видов были обнаружены в водах исключительной экономической зоны (ИЭЗ), что указывает на важность национального регулирования для снижения этого риска во всем мире.
Когда команда изучила меры по предотвращению столкновений с судами, такие как зоны снижения скорости или изменения маршрутов движения судов, и заметила, что уровни защиты в разных «горячих точках» различаются. Около 7% очагов риска было охвачено добровольными мерами и менее 1% — принудительными.
Тем не менее, такие вмешательства могут оказать значительное влияние. Полного охвата «горячих точек» можно было бы достичь, распространив общие меры регулирования всего на 2,6% поверхности океана. По словам Дженнифер Джексон, именно снижение скорости движения судов пока что является наиболее эффективным способом снижения риска столкновений.
Хотя угроза возросла с увеличением объема морских перевозок, климатический кризис все еще может усугубить ситуацию. Сокращение площади морского льда в Арктике, вероятно, откроет новые торговые пути и приведет к перемещению популяций китов на север.