Стресс может нарушить память и привести к страху в безобидной ситуации
нарушают формирование памяти и вызывают страх в безобидных ситуациях, Это может объяснить, почему люди, испытывают стресс, чувствуют угрозу в полностью безопасной обстановке.
Исследователи давно знают, что стресс или травма могут заставить людей пугаться безобидных ситуаций. Например, обжегши палец о горячую сковороду, человек, переживший стресс, может впоследствии избегать не только горячих сковородок, но и кухни или вообще приготовления пищи. Подобный обобщенный страх характерен для людей с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и генерализованным тревожным расстройством.
Исследование, опубликованное в журнале Cell, описывает, как стресс нарушает формирование памяти и, в частности, воспоминания о страшных событиях. Полученные результаты могут помочь в разработке терапии для людей с посттравматическим стрессовым расстройством и тревогой.
Пакеты памяти
Воспоминания упаковываются в группы нейронов, называемые энграммами, которые активны в момент формирования воспоминаний. Шина Джосселин, нейробиолог из Детской больницы в Торонто (Канада), и ее коллеги изучали, нарушает ли стресс формирование энграмм, и сосредоточились на области мозга под названием миндалина, которая участвует в реакции на стресс и эмоции.
Исследование включало в себя сложный трехэтапный эксперимент на мышах. Сначала взрослых мышей ввели в состояние стресса, введя им гормон стресса кортикостерон или удерживая их в тесной трубке в течение 30 минут, что повысило уровень кортикостерона.
Затем мышей — одних в состоянии стресса, других нет — поместили в камеру и в течение 30 секунд воспроизводили звук средней интенсивности, что было нейтральным событием. После перерыва мыши вернулись в камеру, где в течение 30 секунд раздавался свистящий звук высокой частоты, который завершался 2-секундным ударом по лапе.
Чтобы проверить, как мыши сохранили воспоминания об этих переживаниях, исследователи поместили их в новую обстановку и включили оба звука, наблюдая за их реакцией.
Мыши без стресса замирали, услышав высокий свист, в то время как мыши со стрессом замирали в ответ на оба звука, что говорит о том, что они не могли отличить нейтральное событие от страшного.
Эксклюзивный клуб
Исследователи использовали различные методы для визуализации нейронной активности грызунов. Они обнаружили, что в процессе формирования памяти у мышей, не переживших стресс, формировались небольшие энграммы в ответ на свист и удар по лапе. Эти энграммы активизировались только при воздействии свиста. У мышей, подвергшихся стрессу, формировались более крупные энграммы, которые активизировались при воздействии обоих звуков.
Дальнейшие эксперименты позволили выявить цепочку событий в мозге, которая привела к формированию более крупной энграммы у мышей, подвергшихся стрессу. В нормальных условиях определенные нейроны в миндалине блокируют активность нейронов посредством высвобождения химических мессенджеров, известных как гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). Благодаря этому в ответ на негативное воспоминание создается небольшая энграмма. «Это похоже на бархатный канат в ночном клубе: он пропускает в клуб только определенные нейроны, — говорит Джосселин. Но при стрессе возбуждающие нейроны накачивают мозг нейромедиатором, известным как эндоканнабиноид, который связывается с глюкокортикоидными рецепторами на тормозных нейронах и не дает им высвобождать ГАМК, что приводит к увеличению энграммы. Иными словами, в эксклюзивный клуб вламываются все».
Команда смогла обратить вспять влияние стресса на формирование памяти с помощью двух препаратов, один из которых одобрен для прерывания беременности на ранних сроках — мифепристон. Препараты блокируют либо глюкокортикоидные рецепторы, либо выработку эндоканнабиноидов, и мыши, подвергшиеся стрессу, под воздействием препарата вспоминали так же, как и мыши, не подвергшиеся стрессу.
Однако исследователи предупреждают, что эти препараты оказывают побочные эффекты не только на мозг, но и работают только в том случае, если их дают в момент формирования воспоминаний, поэтому вряд ли могут быть полезны для людей.
Сейчас Джосселин и ее коллеги пытаются выяснить, можно ли изменить энграммы после того, как память сформировалась, или существуют другие способы смягчить влияние стресса на память.