«Свистки смерти», сделанные ацтеками, действительно пугают людей

Ученые из Университета Цюриха проанализировали влияние «свистков смерти», которые делали ацтеки, на мозг современных слушателей и обнаружили, что этот звук воздействует на человека пугающе: мозг не может решить — естественный это звук или искусственный.
«Свистки смерти», сделанные ацтеками, действительно пугают людей
Свистки смерти из могил принесенных в жертву. Википедия
Древние ацтеки, практиковавшие человеческие жертвоприношения и строившие башни из человеческих черепов, умели развлечься. Правда, эти развлечения были довольно специфичные. Ацтеки проводили некоторые свои мероприятия под звуки «свистков смерти», которые издавали ужасающий «предсмертный крик», от которого у всех, кто его слышал, бежали мурашки.

Ученые из Университета Цюриха проанализировали влияние «свистков смерти», которые делали ацтеки, на мозг современных слушателей и обнаружили, что этот звук воздействует на человека пугающе. Работа опубликована в журнале Communications Psychology.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«В наших экспериментах люди, слушавшие "свист черепа", оценивали его крайне негативно, называли его пугающим и вызывающим отвращение», — пишут авторы исследования.

Используя методы нейровизуализации, исследователи обнаружили, что эти субъективные переживания связаны с «очень специфической активностью мозга» в областях слуховой коры низкого порядка, реагирующих именно на пугающие звуки.

Многочисленные образцы свистков смерти, сделанных ацтеками, были найдены в могилах, датируемых 1250-1521 годами н.э. Изготовленные из глины, эти небольшие инструменты обычно выполнены в форме человеческого черепа и сконструированы таким образом, чтобы обеспечить столкновение множества воздушных потоков, в результате чего получается «пронзительный, пронизывающий, похожий на крик звук».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
a Человеческое жертвоприношение и свисток, брошенный в ее могилу (маленькая красная рамка и увеличенный повернутый вид в правом нижнем углу). b Три оригинальных образца «свистков смерти» из коллекции Этнологического музея Берлина. c Компьютерно-томографическая реконструкция (КТ) поперечного сечения правого образца (b), показывающая четыре основных отделения ((a) трубчатый воздуховод с суженным проходом, (b) полусферическая камера противодавления, (c) камера столкновения, расположенная между a/b, (d) колокол). d Реплики оригинальных свистков были изготовлены как копии оригинальных образцов по форме и материалу. e Оцифровка и 3D-реконструкция реплик свистков с помощью компьютерной томографии. f 3D-модели оригинального свистка (Этнологический музей IV Ca 2621u) и реплики 2621z демонстрируют динамику воздушного потока, сходство конструкции и процесс генерации звука.
a Человеческое жертвоприношение и свисток, брошенный в ее могилу (маленькая красная рамка и увеличенный повернутый вид в правом нижнем углу). b Три оригинальных образца «свистков смерти» из коллекции Этнологического музея Берлина. c Компьютерно-томографическая реконструкция (КТ) поперечного сечения правого образца (b), показывающая четыре основных отделения ((a) трубчатый воздуховод с суженным проходом, (b) полусферическая камера противодавления, (c) камера столкновения, расположенная между a/b, (d) колокол). d Реплики оригинальных свистков были изготовлены как копии оригинальных образцов по форме и материалу. e Оцифровка и 3D-реконструкция реплик свистков с помощью компьютерной томографии. f 3D-модели оригинального свистка (Этнологический музей IV Ca 2621u) и реплики 2621z демонстрируют динамику воздушного потока, сходство конструкции и процесс генерации звука.
https://www.nature.com/articles/s44271-024-00157-7/figures/1
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иногда эти акустические инструменты называют «свистками смерти», и предполагается, что древние «пищалки» использовались при военных действиях для устрашения противника. Однако тот факт, что их регулярно находят рядом со скелетами жертв жертвоприношений, позволяет сделать предположения о том, что свистки выполняли, скорее, церемониальную функцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, некоторые эксперты считают, что «свистки смерти» должны были имитировать резкие ветры Миктлана, подземного мира ацтеков, в который, как считалось, спускались жертвенные дары. Другие считают, что этот звук должен был символизировать Эхекатля, ацтекского бога ветра, который создал человечество из костей мертвых.

Как звучали «свистки смерти»

a Функциональная активность мозга у людей-слушателей (n = 32) при сравнении активности на свист с активностью на все остальные 5 общих категорий звуков. b Активность мозга при сравнении свиста черепа с анимационными звуками (человек, животные; левая панель) и с искусственными звуками (технические, инструменты; правая панель). c Схемы функциональной связанности семенных областей в правой фронто-теменной сети, значимых для обработки звуков свиста черепа (верхняя панель), и для левой (средняя панель) и правой областей слуховой коры (нижняя панель), значимых для обработки других звуков. d Матрицы репрезентативного сходства (РСМ) для акустических и перцентильных паттернов звуков, включенных в нейровизуализационный эксперимент.
a Функциональная активность мозга у людей-слушателей (n = 32) при сравнении активности на свист с активностью на все остальные 5 общих категорий звуков. b Активность мозга при сравнении свиста черепа с анимационными звуками (человек, животные; левая панель) и с искусственными звуками (технические, инструменты; правая панель). c Схемы функциональной связанности семенных областей в правой фронто-теменной сети, значимых для обработки звуков свиста черепа (верхняя панель), и для левой (средняя панель) и правой областей слуховой коры (нижняя панель), значимых для обработки других звуков. d Матрицы репрезентативного сходства (РСМ) для акустических и перцентильных паттернов звуков, включенных в нейровизуализационный эксперимент.
https://www.nature.com/articles/s44271-024-00157-7/figures/7
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы глубже понять, как могли использоваться свистки, авторы исследования провели серию психоакустических экспериментов с участием современных европейских добровольцев. Записав нейронные и психологические реакции участников на «предсмертный крик», исследователи обнаружили, что мозг с трудом классифицирует этот звук, который воспринимается как «имеющий гибридное естественно-искусственное происхождение».

«Эти "свистки" привлекают психическое внимание, аффективно имитируя другие пугающие звуки, и естественного, и искусственного происхождения», — пишут авторы. — «Кроме того, мы обнаружили, что этот свист специфически декодируется в нейронной слуховой системе человека и воздействует на фронто-инсулярно-теменных системах мозга», — пишут ученые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другими словами, пугающая двусмысленность свистка смерти, очевидно, будит воображение, в то время как мозг пытается определить символическое значение этого звука. Поэтому исследователи делают вывод, что «использование свиста в ритуальных контекстах представляется весьма вероятным, особенно в жертвенных обрядах и церемониях, связанных с мертвыми».

Ученые предполагают, что «свистки могли использоваться для устрашения человеческих жертв или публики на церемонии».