Чтобы принять верное решение, стоит отложить его на утро

Ученые Университета Дьюка поставили эксперимент, связанный с быстрым и отложенным решением. Оказалось, что если отложить окончательное решение на утро, оно может измениться по сравнению с первоначальным и будет точнее соответствовать реальности.
Чтобы принять верное решение, стоит отложить его на утро
Unsplash
Есть русская поговорка: «Утро вечера мудренее». Видимо, так и есть, особенно, если вы хотите принять более взвешенное и точное решение.

Ученые Университета Дьюка поставили эксперимент, связанный с быстрым и отложенным выбором. Оказалось, что если отложить окончательное решение на утро, оно может измениться и будет точнее соответствовать реальности. Работа опубликована в журнале Journal of Experimental Psychology.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые предложили испытуемым (всего в девяти экспериментах приняло участие 569 добровольцев) принять участие в онлайн-распродаже. Участникам эксперимента предлагалось оценить стоимость коробок с 20 предметами. В коробке были «мусор» и «драгоценности». Например, старый будильник или растение в горшке и несколько особых предметов, например, красивая лампа или плюшевый мишка, которые стоили дороже.

Участникам сказали, что чем дороже предметы в коробке, которую они выбрали, тем большее вознаграждение они получат (участники получали реальные деньги), но им не сообщили, что во всех коробках «мусора» и «драгоценностей» — одинаково, и все коробки стоят одинаково. Правильный выбор, который наиболее точно соответствовал реальности был очень простой: чтобы максимизировать прибыль можно выбрать любые коробки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Распределение предметов в коробках было различным. В одних коробках «драгоценности» «лежали сверху», в других — «снизу», а в третьих — то и другое было перемешано.

Хотя участники просматривали всю коробку, распределение предметов сыграло очень существенную роль. Если «драгоценности» лежали сверху, то при быстром выборе такая коробка, как правило, оценивалась выше, причем стоимость коробки переоценивалась примерно на 10%. Если «драгоценности» лежали снизу или были перемешаны — коробка оценивалась, как менее ценная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но если участникам предлагали отложить свою оценку «на утро» ситуация менялась. В этом случае оценка была равномерной, и коробки с «драгоценностями» сверху, снизу или вперемежку выбирались одинаково часто, то есть, общая оценка достаточно точно соответствовала реальности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сила первого впечатления

При восприятии новой информации сначала человек попадает в «зону первичности» (zone of premium remembering), потом — в «зону непонимания» (zone of Huh?), и наконец в «зону недавних событий» (zone of recent thing). В первой зоне эффект «удержания» достаточно велик и здесь принимаются быстрые решения, как раз на уровне «красивой обложки». Если решение не принимается в этой зоне, наступает «непонимание», но как раз в этот момент происходит работа по подготовке взвешенного решения. В «зоне недавних событий» принимается решение (работа завершается), но это решение уже принимается на новом уровне понимания. Как показал эксперимент психологов университета Дьюка — «зона непонимания» может прийтись на сон, а утром («зона недавних событий») будет принято более точное решение.
При восприятии новой информации сначала человек попадает в «зону первичности» (zone of premium remembering), потом — в «зону непонимания» (zone of Huh?), и наконец в «зону недавних событий» (zone of recent thing). В первой зоне эффект «удержания» достаточно велик и здесь принимаются быстрые решения, как раз на уровне «красивой обложки». Если решение не принимается в этой зоне, наступает «непонимание», но как раз в этот момент происходит работа по подготовке взвешенного решения. В «зоне недавних событий» принимается решение (работа завершается), но это решение уже принимается на новом уровне понимания. Как показал эксперимент психологов университета Дьюка — «зона непонимания» может прийтись на сон, а утром («зона недавних событий») будет принято более точное решение.
https://thedecisionlab.com/biases/primacy-effect

Это пример психологического феномена, называемого предвзятостью первичности (primacy bias), говорит соавтор работы Алли Синклер. Когда дело доходит до формирования общего мнения о чем-либо, оказывается, что на нас слишком сильно влияет первая информация, с которой мы сталкиваемся. Даже если потом появляются новые факты, это уже не может поколебать нашей оценки. Так «драгоценности» сверху — сразу формировали оценку всей коробки, несмотря на то, что внизу лежал «мусор».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В эксперименте с онлайн-распродажей эта предвзятость не позволяла участникам рационально сравнивать коробки и даже заставляла их верить, что некоторые коробки были более ценными, чем на самом деле. В то же время, они плохо помнили детали: когда их спрашивали, какие предметы в этих предпочтительных коробках были «драгоценностями», участники эксперимента не всегда могли ответить.

Но участники, которым предложили отложить решение до следующего дня, с меньшей вероятностью попадались на «красивую обложку». «Они делали более рациональный выбор, в равной степени отдавая предпочтение коробкам с ценными предметами в начале, вперемежку или конце», — говорит Синклер. Они уже не отдавали подавляющее предпочтение коробкам, которые производили хорошее первое впечатление. Коробки, в которых лучшее было оставлено напоследок, были оценены одинаково благоприятно в их ментальных расчетах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Суждение по первому впечатлению может быть полезным для выбора в данный момент», — говорит соавтор работы Элисон Эдкок. Допустим, вы смотрите начальную сцену фильма или просматриваете первые несколько страниц книги. Быстрые суждения, основанные на первых впечатлениях, могут помочь нам решить, стоит ли двигаться дальше, прежде чем мы потратим слишком много времени и усилий.

Но есть и другой момент. Даже если мы не обнаружили сверху «драгоценности», стоит отложить решение и припомнить те же страницы или сцены позднее, лучше всего наутро. У нас не появится новой информации, но то, что мы знаем, мы поймем иначе, и может быть, решим, что книгу все-таки стоит прочесть.

«Наш мозг связывает все воедино в памяти, чтобы помочь нам сделать лучший выбор, — и этот ловкий трюк он проделывает всего за одну ночь», — говорит Эдкок.