Психопаты не умеют учиться на собственной боли
Исследование, проведенное учеными из Университете Радбоуда, Нидерланды и опубликованное в журнале Communications Psychology, показало, что люди с психопатическими чертами демонстрируют пониженную чувствительность к боли. Это влияет на их способность учиться на собственных болевых ощущениях.
Прошлые исследования показали, что психопатия связана как с нечувствительностью к наказанию, так и с чрезмерным стремлением к вознаграждению, но целью данного исследования было изучить процессы обучения, связанные именно с болью.
Боль может служить мощным обучающим сигналом, поэтому понимание того, как сниженная чувствительность к боли влияет на обучение у людей с психопатическими чертами, может объяснить механизмы, лежащие в основе их поведения.
«Одной из отличительных черт психопатии является агрессивное поведение, не заботящееся о благополучии других людей», — говорит соавтор исследования Димана Атанасова, из Института мозга, познания и поведения Дондерса при Университете Радбоуда.
Атанасова говорит: «Мы знаем, что люди с психопатическими чертами характера не меняют своего поведения даже после наказания, что говорит о том, что они не могут извлечь уроки из негативных последствий своих действий. Однако механизмы такого нарушения обучения до конца не ясны. Мне было интересно раскрыть конкретные механизмы обучения, которые могут быть нарушены у людей с ярко выраженными психопатическими чертами, чтобы понять причины их антисоциального поведения, а также определить потенциальные цели для лечения расстройства».
Сколько боли?
Для своего исследования ученые набрали 106 участников и измерили уровень психопатических черт каждого человека с помощью опросника самоотчета. Опросник оценивал несколько аспектов психопатии, включая межличностные черты (например, манипулятивность), аффективные черты (например, отсутствие эмпатии) и черты образа жизни (например, импульсивность).
Затем участники прошли серию контролируемых оценок боли. Исследователи использовали устройство для подачи слабых электрических разрядов на руку каждого участника, измеряя их порог (самый низкий уровень, при котором боль едва ощущается) и терпимый (максимальный уровень боли, который они готовы вытерпеть).
Эти измерения позволили исследователям получить достоверную информацию о чувствительности каждого участника к боли. После оценки боли участники выполнили компьютерное учебное задание, в котором они выбирали между двумя вариантами, каждый из которых предполагал либо вознаграждение, либо наказание.
В одной части задания правильный выбор приводил к денежному вознаграждению, а неправильный — к денежному штрафу. В другой части неправильный выбор приводил к небольшим ударам током, а правильный — к денежному вознаграждению, такому же как в первой части.
Исследователи использовали вычислительную модель, известную как иерархический гауссовый фильтр, для анализа моделей обучения и поведения каждого участника. Эта модель позволила исследователям оценить, как участники обновляли свои убеждения после каждого вознаграждения или наказания и были ли они склонны менять свой выбор после болезненных переживаний или готовы были вернуться к первоначальному выбору.
Атанасова и ее коллеги обнаружили, что люди с более выраженными психопатическими чертами демонстрируют явные различия в том, как они извлекают уроки из болезненных последствий.
Сброс убеждений
Эти люди были менее чувствительны к боли и проявляли склонность возвращаться к своим первоначальным ожиданиям даже после переживания болезненных последствий — этот процесс исследователи назвали «сбросом убеждений».
Другими словами, вместо того чтобы адаптировать свое поведение в ответ на боль, люди с более выраженными психопатическими чертами с большей готовностью отвергали болезненный результат. Этот нарушенный механизм обучения позволяет понять, почему люди с повышенными психопатическими чертами часто принимают неправильные решения, поскольку их сниженная чувствительность к боли, по-видимому, не позволяет им корректировать свое поведение в зависимости от болевой обратной связи.
Интересно, что такое поведение, направленное на «сброс убеждений», не наблюдалось в ситуациях, не связанных с болью (первая часть теста), что говорит о том, что нарушение обучения характерно только для опыта, связанного с болью.
«Антисоциальное поведение людей с высокими психопатическими чертами часто рассматривается через призму черствости или отсутствия угрызений совести — в том смысле, что их просто не волнуют последствия», — сказала Атанасова. — «Но результаты этого исследования позволяют предположить, что проблема может быть (частично) объяснена иначе. Они продолжают придерживаться заданного курса действий, даже когда страдают от болезненных последствий, из-за сочетания нечувствительности к боли и нарушения базового когнитивного механизма обучения».
Одно из основных ограничений данного исследования заключается в том, что выборка состояла из людей из общей популяции, поэтому полученные результаты могут быть не полностью применимы к людям с крайними психопатическими чертами, например, к лицам, находящимся в местах лишения свободы.
«Хотя существуют доказательства того, что сильно выраженные психопатические черты в определенной степени присутствуют в общей популяции, важно отметить, что ни один из участников этой выборки не был ранее осужден или лишен свободы, поэтому мы не можем обобщить эти результаты на популяцию правонарушителей», — сказала Атанасова. — «Тем не менее, результаты исследования указывают на то, что даже субклинические психопатические черты могут сопровождаться дефицитом обучения, который потенциально способствует антисоциальному поведению».