Не только мозг, но и поджелудочная железа помнит, как мы питались в прошлом

Не только мозг, но и поджелудочная железа помнит, как мы питались в прошлом
Нейрон. Unsplash
То, что в работе памяти участвуют не только нейроны, но и астроциты, и межклеточное пространство мы постепенно привыкаем. Но чтобы память работала, например, у раковых клеток, и они могли вспомнить как проходили химиотерапию — это довольно неожиданно.

«Обучение и память обычно ассоциируются только с клетками мозга, но наше исследование показывает, что другие клетки организма тоже могут учиться и формировать память», — объясняет Николай Кукушкин из Нью-Йоркского университета, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Nature Communications.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для того чтобы лучше понять, помогают ли клетки, не относящиеся к головному мозгу, формировать память, ученые воспользовались давно известным неврологическим свойством — эффектом разброса, который показывает, что мы лучше запоминаем информацию, если изучаем ее через определенные промежутки времени, а не за один интенсивный сеанс.

Память вне мозга

Культура почечных клеток тоже сохраняет воспоминания
Культура почечных клеток тоже сохраняет воспоминания
https://www.wcrf.org/
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые воспроизвели процесс обучения во времени, изучив в лаборатории два типа немозговых клеток человека (один из нервной ткани, другой — из ткани почки). Ученые подвергли клетки воздействию различных химических сигналов — точно так же, как клетки мозга подвергаются воздействию нейротрансмиттеров, когда мы изучаем новую информацию.

В ответ немозговые клетки включили «ген памяти» — тот самый ген, который включается в клетках мозга, когда они обнаруживают закономерность в информации и перестраивают свои связи, чтобы сформировать воспоминания.

Чтобы контролировать процесс запоминания и обучения, ученые сконструировали клетки, не относящиеся к мозгу, так, чтобы они вырабатывали светящийся белок, который показывал, когда ген памяти включен, а когда выключен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Результаты показали, что эти клетки способны определять, когда химические импульсы, имитирующие всплески нейромедиатора в мозге, повторяются, а не просто продлеваются — точно так же, как нейроны в нашем мозге могут регистрировать, когда мы учимся с перерывами, а не заучиваем весь материал за один подход. В частности, когда импульсы подавались через определенные промежутки времени, клетки включали «ген памяти» сильнее и на более длительное время, чем когда то же самое воздействие оказывалось без перерывов.

«Это отражает эффект разброса в действии», — говорит Кукушкин. — «Это показывает, что способность обучаться на основе интервального повторения не является уникальной для клеток мозга, а, по сути, может быть фундаментальным свойством всех клеток».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи добавляют, что полученные результаты не только предлагают новые способы изучения памяти, но и указывают на потенциальную пользу для медицины.

«Это открытие дает возможности для понимания того, как работает память, и может привести к лучшим способам обучения и лечения проблем с памятью», — отмечает Кукушкин. — «В то же время оно предполагает, что в будущем мы должны будем относиться к своему телу более серьезно, например, учитывать, что наша поджелудочная железа помнит о том, как мы питались в прошлом, чтобы поддерживать здоровый уровень глюкозы в крови, или учитывать, что раковая клетка помнит о том, как проходила химиотерапию».