Археологи определили пол и возраст древнеегипетских мастеров, делавших статуэтки

Археолог Леони Хофф из Оксфордского университета показала, что глиняные фигурки из города Тонис-Гераклион в Египте (7-2 века до н.э.) делали не только мужчины, но и женщины и дети. Такой вывод удалось сделать по отпечаткам пальцев, оставшимся на глине.
Археологи определили пол и возраст древнеегипетских мастеров, делавших статуэтки
Фигурка (H20257) из Тониса-Гераклиона с крупным планом отпечатков пальцев. Franck Goddio/Hilti Foundation in Hoff 2024
В недавнем исследовании археологи Тель-Авивского университета показали, что глиняные чаши и фигурки в Сирии 2500 лет до н.э. делали в основном дети. Это тоже удалось определить по отпечаткам пальцев. Так что, участие детей в производстве глиняных фигурок почти на 2000 лет позднее, вполне возможно.

Археолог Леони Хофф из Оксфордского университета показала, что глиняные фигурки из города Тонис-Гераклион в Египте делали не только мужчины, но и женщины и дети. Такой вывод удалось сделать по отпечаткам пальцев, оставшимся на глине. Работа опубликована в журнале Oxford Journal of Archaeology.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Египетский город Тонис-Гераклион был основан в VIII веке до н. э. и стал крупным портом. Благодаря своему расположению в устье Нила, он был идеально приспособлен для обороны и торговли. Город продолжал процветать до основания Александрии, которая получила статус главной гавани. После этого Тонис-Гераклион постепенно приходил в упадок, пока не был заброшен. Раскопки 1990-х годов открыли город заново, и именно отсюда были извлечены 60 терракотовых статуэток, девять из которых имели четко сохранившиеся отпечатки пальцев.

Карта Тониса-Гераклиона
Карта Тониса-Гераклиона
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ojoa.12308
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О мастерах по изготовлению статуэток известно немного. Известно лишь, что традиционно статуэтки в Египте делали из нильского ила — относительно грубого материала, непригодного для тонкой работы. Позднее мастера разработали более тонкую технику работы с глиной, что позволило им делать более замысловатые статуэтки, похожие на греческие образцы.

Предполагалось, что изготовители фигурок, скорее всего, были мужчинами низшего статуса. Но сведения о древнеегипетских мастерах по изготовлению фигурок скудны, поэтому нельзя с уверенностью сказать, была ли эта профессия типично мужской.

Для изготовления фигурок мокрые глиняные листы вдавливались в формы, в результате чего на глине оставались отпечатки пальцев. После того как формы частично высыхали, две половинки скреплялись вместе, чтобы получилась полноценная фигурка. При этом тоже оставались отпечатки пальцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Древние отпечатки

Отпечатки на статуэтках подвергались анализу на плотность эпидермальных гребней. Отпечатки женских пальцев обычно содержат более плотно упакованные гребни, чем отпечатки мужских пальцев в той же области. Затем эти измерения были сопоставлены с данными о плотности гребней, измеренными по современным египетским популяциях.

Для определения возраста измерялась ширина гребня. Как правило, у детей гребни тоньше, чем у взрослых. Используя эти характеристики, автор работы Леони Хофф классифицировала отпечатки пальцев, как принадлежащие либо детям/подросткам, либо взрослым, и определила пол взрослого, который их сделал.

В ходе исследования было выявлено около 14 различных отпечатков мастеров, работавших над глиняными фигурками. Было обнаружено, что и мужчин и женщин было примерно поровну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участие детей в работе над глиняными фигурками

Силиконовая копия отпечатков, найденных на внутренней поверхности H20257, включая измерения ширины гребня (линии) и плотности гребня (квадраты).
Силиконовая копия отпечатков, найденных на внутренней поверхности H20257, включая измерения ширины гребня (линии) и плотности гребня (квадраты).
Franck Goddio/Hilti Foundation.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследование дало неожиданные результаты, говорит Леони Хофф: «Сначала я была удивлена, обнаружив столь явные доказательства участия детей, но на самом деле в этом есть большой смысл, если задуматься, поскольку такой вид работы располагает к участию детей, а этнографические данные подтверждают участие детей в гончарном производстве».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свидетельства участия детей были найдены и на статуэтках, привезенных из Греции и на египетских статуэтках. Интересно, что дети никогда не делали статуэтки самостоятельно: фигурки всегда сопровождаются отпечатками взрослых.

Скорее всего, детям поручалось вдавливать глиняные листы в формы — задача, более подходящая для маленьких детских рук. После этого старший взрослый снимал глину и скреплял две половинки. Однако, хотя греческие и египетские мастера использовали детский труд, было установлено, что над египетскими фигурками, как правило, работали руководитель (взрослый) и подмастерье (ребенок) очень близкого возраста, например, ребенок и подросток. В то же время в греческом производстве фигурок молодые подмастерья работали в паре со значительно более старшими руководителями. Это говорит о том, что в двух культурах использовались разные подходы к обучению ремеслу.