Археологи определили пол и возраст древнеегипетских мастеров, делавших статуэтки
Археолог Леони Хофф из Оксфордского университета показала, что глиняные фигурки из города Тонис-Гераклион в Египте делали не только мужчины, но и женщины и дети. Такой вывод удалось сделать по отпечаткам пальцев, оставшимся на глине. Работа опубликована в журнале Oxford Journal of Archaeology.
Египетский город Тонис-Гераклион был основан в VIII веке до н. э. и стал крупным портом. Благодаря своему расположению в устье Нила, он был идеально приспособлен для обороны и торговли. Город продолжал процветать до основания Александрии, которая получила статус главной гавани. После этого Тонис-Гераклион постепенно приходил в упадок, пока не был заброшен. Раскопки 1990-х годов открыли город заново, и именно отсюда были извлечены 60 терракотовых статуэток, девять из которых имели четко сохранившиеся отпечатки пальцев.
О мастерах по изготовлению статуэток известно немного. Известно лишь, что традиционно статуэтки в Египте делали из нильского ила — относительно грубого материала, непригодного для тонкой работы. Позднее мастера разработали более тонкую технику работы с глиной, что позволило им делать более замысловатые статуэтки, похожие на греческие образцы.
Предполагалось, что изготовители фигурок, скорее всего, были мужчинами низшего статуса. Но сведения о древнеегипетских мастерах по изготовлению фигурок скудны, поэтому нельзя с уверенностью сказать, была ли эта профессия типично мужской.
Для изготовления фигурок мокрые глиняные листы вдавливались в формы, в результате чего на глине оставались отпечатки пальцев. После того как формы частично высыхали, две половинки скреплялись вместе, чтобы получилась полноценная фигурка. При этом тоже оставались отпечатки пальцев.
Древние отпечатки
Отпечатки на статуэтках подвергались анализу на плотность эпидермальных гребней. Отпечатки женских пальцев обычно содержат более плотно упакованные гребни, чем отпечатки мужских пальцев в той же области. Затем эти измерения были сопоставлены с данными о плотности гребней, измеренными по современным египетским популяциях.
Для определения возраста измерялась ширина гребня. Как правило, у детей гребни тоньше, чем у взрослых. Используя эти характеристики, автор работы Леони Хофф классифицировала отпечатки пальцев, как принадлежащие либо детям/подросткам, либо взрослым, и определила пол взрослого, который их сделал.
В ходе исследования было выявлено около 14 различных отпечатков мастеров, работавших над глиняными фигурками. Было обнаружено, что и мужчин и женщин было примерно поровну.
Участие детей в работе над глиняными фигурками
Исследование дало неожиданные результаты, говорит Леони Хофф: «Сначала я была удивлена, обнаружив столь явные доказательства участия детей, но на самом деле в этом есть большой смысл, если задуматься, поскольку такой вид работы располагает к участию детей, а этнографические данные подтверждают участие детей в гончарном производстве».
Свидетельства участия детей были найдены и на статуэтках, привезенных из Греции и на египетских статуэтках. Интересно, что дети никогда не делали статуэтки самостоятельно: фигурки всегда сопровождаются отпечатками взрослых.
Скорее всего, детям поручалось вдавливать глиняные листы в формы — задача, более подходящая для маленьких детских рук. После этого старший взрослый снимал глину и скреплял две половинки. Однако, хотя греческие и египетские мастера использовали детский труд, было установлено, что над египетскими фигурками, как правило, работали руководитель (взрослый) и подмастерье (ребенок) очень близкого возраста, например, ребенок и подросток. В то же время в греческом производстве фигурок молодые подмастерья работали в паре со значительно более старшими руководителями. Это говорит о том, что в двух культурах использовались разные подходы к обучению ремеслу.