На протяжении веков тысячи верующих и просто любителей искусства приходят в Сикстинскую капеллу, чтобы получить удовольствие от интерпретации сцен из книги Бытия. Однако немногие могли заметить, что одна из более чем 300 фигур, изображенных Микеланджело Буонарроти на потолке здания, олицетворяет «грядущую смерть». Так, новое исследование выявило: особые черты на изображении одной обнаженной женской груди могут символизировать запущенную стадию рака груди.
Ученые рассказали о тайне в Сикстинской капелле! Вот что сделал Микеланджело


Секрет Сикстинской капеллы
Международная команда экспертов, объединив знания в области истории искусства, медицины и генетики, изучила анатомические особенности женщины в сцене потопа. Ученые предложили гипотезу о символике её образа.
- Работы над росписью капеллы начались в 1508 году по заказу папы Юлия II и заняли четыре года, в течение которых Микеланджело создал множество сцен из книги Ветхого Завета, а также изображения пророков и других значимых библейских событий.
- Медицинские эксперты сосредоточились на изображении левой груди женщины с признаками старения и материнства, а также с затемнением и рельефными очертаниями в верхней четверти и в районе подмышки.
- Такие особенности, — если бы они были изображены в медицинском деле, — могли бы указывать на наличие рака груди.
Сравнив детали с изображением второй груди этой же женщины и других персонажей на фреске, ученые заявили: изученный анатомический элемент Микеланджело оставил намеренно, чтобы выделить его уникальность.

Задумка Микеланджело
- За столетия потолок Сикстинской капеллы прошел через множество реставраций, включая значительные работы в конце XX века. Однако, как показывают сравнения старых и современных фотографий, — исходные форма и тени женской груди практически не изменились.
Художник Микеланджело, в отличие от многих художников своего времени, с юности занимался вскрытиями и имел четкое понимание внутренней структуры человеческого тела. При этом ученые опровергают гипотезу о том, что Микеланджело мог просто скопировать патологию с реальной модели. Сообщается, что Микеланджело не использовал живых моделей при изображении библейских сцен, а скорее «основывал образы на идеализированной композиции».
Нынешняя находка может быть не единственным примером подобной символики у художника. Позднее в своей карьере он создал женский образ для гробницы Джулиано де Медичи, где также изобразил искаженные черты груди, привлекшие внимание онкологов ещё в 2000 году.
Если предположение о намеренном изображении признаков рака верно, встает вопрос: для чего Микеланджело создал такую деталь? Ученые считают, что символ может отражать идею смертности и греховности.
- «Изображение потенциального рака груди связано с бренностью жизни и несет символику наказания», — заключают эксперты.