Умеренный альтруизм оптимален для романтических отношений

Психологи Университета Вулверхэмптона, Великобритания показали, что при онлайн-знакомствах оптимальным оказывается демонстрация умеренного альтруизма. Как отсутствие альтруизма, так и чрезмерно высокий уровень альтруистического поведения оцениваются ниже.
Умеренный альтруизм оптимален для романтических отношений
Unsplash
Высокий уровень альтруизма расценивался участниками эксперимента, как угроза дальнейшему благополучию. Но он все-таки оказался предпочтительнее, чем полное отсутствие альтруистического поведения.

Исследование, опубликованное в журнале Evolutionary Psychological Science, показало, что умеренно альтруистичные люди оцениваются как более привлекательные в романтическом плане, чем высокоальтруистичные или неальтруистичные люди в контексте онлайн-знакомств.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Альтруизм считается привлекательной чертой в романтических партнерах. Исследования показывают, что альтруистическое поведение может свидетельствовать о хороших генетических качествах и сильном родительском потенциале, что делает альтруистов более привлекательными для долгосрочных отношений.

Однако большая часть исследований сосредоточена на общем наличии или отсутствии альтруизма без учета «издержек», связанных с альтруистическими поступками. Преувеличенный альтруизм может рассматриваться как расточительный и, следовательно, менее желательный, чем умеренные проявления альтруизма.

В своей работе психологи Университета Вулверхэмптона, Великобритания Симран Дехал и Манпал Сингх Бхогал расширили это понимание, изучив, как различные уровни альтруизма влияют на желательность романтических отношений. Мотивированное ростом онлайн-знакомств, исследование изучало, как эти альтруистические издержки влияют на восприятие современных романтических отношений через анкеты знакомств и сценарии обмена сообщениями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Издержки высокого альтруизма

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи набрали 180 гетеросексуальных участников, в том числе 56 мужчин и 124 женщины, в возрасте от 18 до 25 лет. Ученые специально искали молодых людей, которые, вероятно, знакомы с контекстом онлайн-знакомств.

Участникам была предоставлена серия профилей для онлайн-знакомств и сценариев обмена сообщениями, которые манипулировали уровнем альтруизма, демонстрируемым потенциальными партнерами. Эти профили описывали три разных типа людей: высокоальтруистичных, умеренно альтруистичных и неальтруистичных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, профиль с высоким уровнем альтруизма представлял человека, который регулярно занимается волонтерством и благотворительностью, в то время как профиль без альтруизма подчеркивал более эгоистичное поведение, например, приоритет личных интересов над помощью другим.

Участников попросили прочитать и оценить три вымышленных анкеты для онлайн-знакомств. Каждый профиль отражал один из трех уровней альтруизма: высокий, умеренный или отсутствие альтруистического поведения. Затем участникам было предложено три сценария переписки, в которых содержание сообщений отражало различные альтруистические модели поведения. Одно сообщение содержало высокий уровень альтруизма (например, обсуждение волонтерской деятельности), другое отражало умеренный альтруизм, а третье демонстрировало отсутствие альтруизма (например, сосредоточенность на прогулках и развлечениях).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После изучения профилей и сообщений участники оценили по 5-балльной шкале Лайкерта, насколько желательным они считают этого человека для краткосрочных и долгосрочных отношений. Такой подход позволил исследователям изучить, влияют ли различные формы проявления альтруизма — либо в том, как человек говорит о себе, либо в том, как он общается, — на романтический интерес.

Исследователи обнаружили, что умеренный альтруизм более привлекателен, чем высокий или низкий уровень альтруизма, независимо от того, рассматривали ли участники долгосрочные или краткосрочные отношения.

При просмотре анкет для онлайн-знакомств участники неизменно оценивали умеренно альтруистичных людей как наиболее привлекательных для обоих типов отношений. Высокоальтруистичные люди в целом оценивались как более желанные, чем неальтруистичные, но все же отставали от тех, кто демонстрировал умеренный альтруизм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сценарии сообщений дали схожие результаты. Участники сочли сообщения с умеренным альтруизмом наиболее привлекательными, особенно в контексте долгосрочных отношений. Сообщения с высоким альтруизмом, в которых подчеркивались благотворительные акции и сильное стремление помогать другим, были менее привлекательными по сравнению с сообщениями с умеренным альтруизмом, особенно в контексте краткосрочных отношений. Неальтруистические сообщения получили самые низкие оценки желательности.

Эти результаты говорят о том, что, хотя некоторая степень альтруизма желательна, но чрезмерно альтруистическое поведение может вызывать опасения по поводу практичности или уязвимости будущего партнера.