Не разучились ездить на велосипеде? Ученые выяснили, почему мы не теряем навыки!
Помнить имя школьного учителя спустя много лет — это задача долгосрочной памяти. За сохранение фактов и событий отвечает медиальная височная доля (МВД): при ее повреждении человек теряет способность запоминать имена, даты и даже недавние разговоры. Однако двигательные навыки, — например, умение кататься на велосипеде, — не пострадают. Так, ученых Гарвардской школы инженерии и прикладных наук (SEAS) заинтересовал вопрос, какая область мозга сохраняет эти долговременные навыки.
Что влияет на память и навыки
Науке давно известно, что мозжечок критически важен для обучения двигательных навыков, однако его роль в хранении тех же навыков оставалась неясной.
Так, сотрудник SEAS Морис Смит и его коллега Алкис Хаджиосиф решили проверить, влияет ли время между повторениями движений — так называемое «окно памяти» — на способность запоминать навыки у людей с повреждением мозжечка.
- Изучив более десятка других статей по сенсомоторному обучению у людей с церебеллярной дегенерацией, эксперты обнаружили интересную закономерность.
Секрет езды на велосипеде
Результаты нового исследования показали: у пациентов с дегенерацией мозжечка короткие интервалы между повторениями движений сохраняли результативность обучения на уровне здоровых участников.
Но с увеличением интервалов происходило серьезное ухудшение, так как длинные промежутки времени требуют активации именно тех долговременных механизмов памяти, которые искажены при повреждении мозжечка. Вывод: например, за навык езды на велосипеде, — который многие люди не теряют с годами, — отвечает, вероятно, в большей степени именно мозжечок.
- «Наши результаты подчеркивают, насколько важен фактор времени для понимания ухудшения памяти у людей», — отмечают западные специалисты.
Важно: новое исследование не только подтверждает критическую роль мозжечка, но и демонстрирует, что пересмотр старых данных может быть столь же полезен, как и новые экспериментальные исследования, — заключили ученые.