Ученые узнали, когда было крупнейшее извержение вулкана за последние 10000 лет

Российские исследователи проанализировали годичные кольца деревьев с полуострова Ямал, с целью узнать, как менялись климатические условия. С помощью новой информации возможно более точно установить хронологию слоев ледников в Гренландии и Антарктиде. Кроме того ученые установили, что крупнейшее за 10 тысяч лет извержение вулкана, произошло в 5283 году до н. э.
Ученые узнали, когда было крупнейшее извержение вулкана за последние 10000 лет
Dendrochronologia
Один из методов датировки слоев льда — сопоставление следов извержения вулканов в ледяных пробах с аномальными кольцами деревьев.

Ученые из Уральского федерального университета (УрФУ) и Института экологии растений и животных УрО РАН выяснили, что в 5 283 году до н. э. было крупнейшее извержение вулкана за последние 10 000 лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Dendrochronologia.

Исследователи изучили три крупнейших извержения вулкана Ильинский на Камчатке, Маунт-Мазама в Северной Америке и Кикая на Японских островах. Они установили, что объем выбросов первых двух вулканов был около 150 кубических километров, а Кикая — 300-450 кубических километров. Эксперты отметили, что это в несколько раз больше, чем объем всех остальных выбросов.

Для установления возраста самого крупного извержения ученые проанализировали годичные кольца ископаемых деревьев Ямала. Они обнаружили, что в предполагаемые даты извержения (5380–5180 гг. до н. э), на полуострове произошло какое-то катастрофическое событие, которое повлекло за собой резкое снижение роста деревьев и образование годичных колец с смоляными ходами и не полностью сформированной древесиной.

«Произошло неизвестное событие в 5 281 году до н. э. Однако суровые условия продолжались еще пять лет. Поскольку климатические изменения после мощных извержений наблюдаются только через 1–3 года, само извержение, скорее всего, произошло в 5 283 году до н. э.»
Рашит Хантемиров ведущий научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН
образец, дерево, Ямал
Образцы древесины с Ямала
Пресс-служба УрФУ

Специалисты предлагают использовать 5 281 год до н. э. для установления хронологии слоев льда в Гренландии и Антарктиде и других извержений. Эта дата также может помочь определить время гибели древних цивилизаций и климатических изменений.