Древняя вирусная ДНК в геноме человека связана с рассеянным склерозом

Геном человека на 8% состоит из эндогенных ретровирусов (HERV) — остатков древних инфекций, которые вошли в нашу ДНК. Британские ученые обнаружили связь между ретровирусами и развитием рассеянного и бокового амиотрофического склерозов (БАС).
Древняя вирусная ДНК в геноме человека связана с рассеянным склерозом
Freepik
По данным ВОЗ, от рассеянного склероза страдает 1,8 миллиона человек во всем мире, а от БАС — около полмиллиона.

Ученые из Королевского колледжа Лондона и Northwell Health изучили связь ретровирусов HERV (Human endogenous retroviruses) с нейродегенеративными заболеваниями. Результаты исследования опубликованы в журнале Brain, Behavior, and Immunity.

Ученые обнаружили, что вирусные элементы в нашей ДНК влияют на дегенерацию и потерю нейронов, а это приводит к ухудшению структуры нервной системы.

«Эти последовательности — не просто статичные окаменелости, полученные от древних вирусных инфекций — должны активно влиять на функцию мозга способами, которые мы только начинаем понимать»
Родриго Р. Р. Дуарте научный сотрудник Института психиатрии и психологии Королевского колледжа Лондона

Исследователи проанализировали около сотни образцов мозга, чтобы обнаружить связь HERV с факторами риска развития четырех нейродегенеративных заболеваний: болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера, рассеянного склероза и БАС.

Полнотранскриптомное ассоциативное исследование, склероз, Альцгеймер и Паркинсон
Полнотранскриптомное ассоциативное исследование
Brain, Behavior, and Immunity

Ученые выявили сигнатуру HERV на хромосоме 12q14 (MER61_12q14.2), связанную с боковым амиотрофическим склерозом, и сигнатуру HERV на хромосоме 1p36 (ERVLE_1p36.32a), связанную с рассеянным склерозом. Никаких ретровирусных сигнатур, связанных с болезнью Альцгеймера и болезнью Паркинсона, обнаружено не было.

Ученые уверены: найденная связь может дать шанс будущим терапевтическим вмешательствам, а также созданию лекарственных препаратов.