Ученые нашли светлячка, застывшего в янтаре 99 миллионов лет назад

​​​​​​​Группа ученых из Китайской академии наук нашла застывшего в янтаре светлячка в штате Качин на севере Мьянмы. Светлячок датируется 99 миллионов лет назад, когда на Земле царили динозавры.
Ученые нашли светлячка, застывшего в янтаре 99 миллионов лет назад
Светлячок, застывший янтаре 99 миллионов лет назад. Cai et al., Proc R Soc Lond B Biol Sci
Одно из самых красивых зрелищ в летних сумерках — мягкое свечение светлячков. Эти насекомые — самые многочисленные биолюминесцентные жуки, которых в мире известно около 2500 видов. Их светящиеся брюшки сегодня служат различным целям, но мы не знаем, как эта особенность эволюционировала. Такие находки могут помочь проследить эволюцию светлячков от мезозойского периода.

По мнению группы ученых под руководством палеонтолога Чэньян Цай из Китайской академии наук, светлячок, отлично сохранившийся в янтаре, может дать ответы на некоторые вопросы об эволюции этих насекомых. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Около 99 миллионов лет назад светлячок, получивший имя Flammarionella hehaikuni, уже освещал сумерки, что позволяет предположить, что к мезозойскому периоду у его предков уже вполне сформировалось характерное светящееся брюшко.

Это только второй мезозойский светлячок, найденный в янтаре Мьянмы. У первого, Protoluciola albertalleni, также был прекрасно сохранившийся фонарик. В том же месторождении янтаря был найден биолюминесцентный жук из другого семейства.

Новое открытие так интересно тем, что фонарик у светлячка отличается от фонариков его современников, попавших в янтарную ловушку, и показывает, что к 99 миллионам лет назад биолюминесценция насекомых была уже хорошо развита и разнообразна.

Эволюция фонариков у светлячков

Flammarionella hehaikuni.
Cai et al., Proc R Soc Lond B Biol Sci

Биолюминесценция светлячков, по-видимому, выполняет две основные функции — привлекает других светлячков для ухаживания и предупреждает хищников о токсинах люцибуфагинов, которыми светлячки могут быть «заряжены».

Однако недавно ученые заявили, что биолюминесценция появилась у светлячков раньше, чем люцибуфагины, что ставит некоторые вопросы о других преимуществах биолюминесценции насекомых.

Цай и его коллеги нашли своего светлячка в янтаре в штате Качин на севере Мьянмы — в том же регионе, где были обнаружены и другие мезозойские светящиеся насекомые.

Сам янтарь удивительно прозрачен, что позволяет рассмотреть насекомое в мельчайших деталях. По его физическим характеристикам исследователи смогли идентифицировать экземпляр как самку, принадлежащую к Luciolinae — одному из крупнейших подсемейств светлячков, представители которого обладают мигающими фонариками на брюшке.

Детали усиков Flammarionella hehaikuni. Стрелки указывают на углубления.
Cai et al., Proc R Soc Lond B Biol Sci

Но есть и некоторые отличия. Усики Flammarionella (названной так в честь французского астронома Камиля Фламмариона) густо покрыты волосовидными придатками, называемыми волосками, а на многих сегментах имеются глубокие овальной формы углубления. Хотя мы никогда не видели эту особенность у живых светлячков, подобные признаки можно найти у других жуков. Связанные с обонянием насекомого, углубления увеличивают площадь поверхности и помогают распознавать половые феромоны. Самцы светлячков часто имеют более странные усики, чем самки их видов, поэтому обнаружение самца Flammarionella поможет нам лучше понять эти особенности.

Фонарик окаменевшего светлячка хорошо различим: он состоит из двух сегментов на конце брюшка насекомого. Сравнение с другими видами мезозойских биолюминесцентных насекомых станет предметом будущих работ. А пока продолжаются поиски других окаменевших светлячков и их родственников-насекомых. «По мере расширения числа ископаемых, — пишут исследователи в своей работе, — мы ожидаем новых открытий, которые расширят наши знания о том, когда, как и почему биолюминесценция развилась у светлячков в мезозойскую эру».