Останки голубоглазого мальчика, которым 17 тысяч лет, обнаружены в Италии

Ученые Сиенского университета описали хорошо сохранившиеся останки ребенка, умершего 17 000 лет назад на территории современной Италии. Ученые показали, что у него были голубые глаза, темная кожа и вьющиеся волосы. Анализ ДНК показал, что вероятной причиной смерти стала кардиомиопатия.
Останки голубоглазого мальчика, которым 17 тысяч лет, обнаружены в Италии
Останки ребенка, обнаруженные в пещере Гротта-делле-Мура в 1998 году. Mauro Calattin
Подробный анализ костных останков и ДНК мальчика показал не только его состоянье его здоровья и здоровья его матери, но и позволил реконструировать историю заселения южной Италии и Сицилии. Это редкая удача.

Ученые раскрыли историю жизни ребенка ледникового периода, жившего на юге Италии около 17 000 лет назад. Они выяснили, что он, скорее всего, умер от врожденного порока сердца. Останки младенца свидетельствуют о плохом развитии и инбридинге, а анализ ДНК показал, что ребенок был мужского пола и, скорее всего, имел голубые глаза, смуглую кожу и вьющиеся темно-коричневые или почти черные волосы, говорится в новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications.

Мауро Калаттини, археолог из Сиенского университета и один из авторов исследования, обнаружил могилу ребенка в 1998 году при раскопках пещеры Гротта-делле-Мура в Монополи, городе на юго-востоке региона Апулия. Захоронение было закрыто двумя каменными плитами и содержало хорошо сохранившиеся и неповрежденные скелетные останки младенца. Никаких погребальных принадлежностей не было, и это было единственное захоронение, найденное в пещере.

Редко удается найти хорошо сохранившиеся останки младенца, жившего вскоре после последнего ледникового максимума 20 000 лет назад, когда ледниковые покровы достигали наибольших размеров. В то время в таких местах, как южная Италия, было немного теплее, чем в других частях континентальной Европы, и, вероятно, они послужили убежищем для людей, похоронивших младенца.

История болезни мальчика, жившего 17 тысяч лет назад

a Положение места раскопок Гротта-делле-Мура в пределах Аппенинского полуострова; b Стратиграфия и полная культурная последовательность на месте раскопок; местоположение младенца в стратиграфии выделено; c Фотография погребения младенца во время раскопок.
Mauro Calattini. https://www.nature.com/articles/s41467-024-51150-x

Анализ скелета показал, что ребенок умер, когда ему было около 1 года и 4 месяцев. На зубах ребенка было обнаружено целых девять маркеров, указывающих на то, что младенца были трудности со здоровьем, даже в утробе матери.

«Детальный анализ зубов младенца позволил нам сделать вывод о состоянии здоровья и стрессе, пережитом ребенком в младенчестве или его матерью во время беременности, что редко удается изучить с такой точностью», — говорят соавторы исследования Оуэн Александр Хиггинс, археолог из Болонского университета, и Алессандра Моди, антрополог из Флорентийского университета.

Некоторые из проблем, особенно дородовые, могли возникнуть по вине матери ребенка. Команда исследователей изучила изотопы в зубной эмали мальчика. Изотопы из питьевой воды и рациона питания попадают остаются в зубах растущего человека, что дает представление о том, где он жил.

«Анализ изотопов стронция показал, что мать оставалась на одном месте в течение всего последнего периода беременности», — говорят ученые. По словам исследователей, сокращение передвижения матери могло быть связано с ее плохим самочувствием, что, в свою очередь, могло отразиться и на здоровье плода.

Анализ ДНК также показал, что ребенок был носителем мутаций в двух генах — TNNT2 и MYBPC3, участвующих в производстве белков сердечной мышцы. Эти мутации часто приводят к гипертрофической кардиомиопатии — генетическому заболеванию, при котором стенки левого желудочка со временем утолщаются и становятся жесткими, а значит, сердце не может получать и перекачивать достаточное количество крови при сердечных сокращениях. По словам исследователей, это могло способствовать ранней смерти мальчика.

Родители мальчика были двоюродными братом и сестрой

Фотография и реконструкция зубов. a Фотография (слева) и виртуальная реконструкция (справа) ULdi1. В центре — виртуальное изображение плоскости сечения. b Фотография (слева) и виртуальная реконструкция (справа) URM1. В центре — виртуальное изображение плоскости сечения.

Как показал анализ ДНК, мальчик был генетически связан с группой охотников-собирателей ледникового периода, которые произошли от предков, называемых кластером Виллабруна (Западно-европейские охотники-собиратели). Присутствие потомков Виллабруны 17 000 лет назад означает, что впервые исследователи с уверенностью знают, что подобные группы существовали на итальянском полуострове еще до окончания ледникового периода.

По словам исследователей, мальчик, скорее всего, принадлежал к небольшой предковой группе, которая в конечном итоге заселила Сицилию и южную Италию. Поскольку группа была небольшой, инбридинг не был редкостью, о чем свидетельствует ДНК мальчика.

«Анализ ядерного генома указывает на высокую степень родства между родителями, которые, скорее всего, были двоюродными братом и сестрой», — говорят Хиггинс и Моди. Хотя инбридинг не был широко распространен среди большинства людей палеолита, небольшой размер группы в сочетании с изоляцией делали его довольно распространенным среди охотников-собирателей южной Италии, откуда происходил мальчик, добавили ученые.