Ученые нашли животное, которое обитало на Земле более 555 миллионов лет назад

Команда ученых под руководством Университета Флориды обнаружила в национальном парке Австралии окаменелости одного из первых многоклеточных животных на Земле. Оно жило около 555 миллионов лет назад.
Ученые нашли животное, которое обитало на Земле более 555 миллионов лет назад
Художественная иллюстрация того, как, по мнению ученых, выглядел Quaestio simpsonorum. Walker Weyland.
Это исключительно редкая находка. Животное обитало в океане еще до Кембрийского взрыва (538 миллионов лет назад), когда массово начали появляться новые виды и большинство живущих сегодня многоклеточных.

Около крупнейшего горного хребта Южной Австралии под почвой лежит ископаемое, раскрывающее богатую историю жизни на Земле. Окаменелости, найденные в Национальном парке Нилпена Эдиакара, хранят в себе поворотный момент в истории эволюции: решающий период, когда одноклеточные организмы начали развиваться в первых сложных животных планеты.

Скотт Эванс, доцент геологии факультета наук о Земле, океане и атмосфере Университета штата Флорида вместе с группой палеонтологов из нескольких институтов обнаружили древнейшее морское животное, жившее около 555 миллионов лет назад.

Это открытие помогает ответить на вопрос, как развивалась жизнь на Земле. Животное назвали Quaestio simpsonorum. Это первое животное, у которого наблюдается определенная лево-правая асимметрия, важный признак эволюционного развития. Результаты исследования опубликованы в журнале Evolution & Development.

«Животное чуть меньше вашей ладони, а посередине его тела находится вопросительный знак, который отличает левую сторону от правой», — говорит Эванс. — «Нет других окаменелостей этого времени, которые бы так определенно демонстрировали подобный тип организации. Это особенно интересно, поскольку это также одно из первых животных, которое было способно передвигаться».

Морской пылесос, который чистил подводные ковры

Аспирантка Технологического института Джорджии Эмили Хьюз и аспирант Гарвардского университета Ян Хьюз аккуратно удаляют грязь с каменной плиты.
Scott Evans.

По словам исследователей, Quaestio, произносимое как «kways-tee-oh», вело себя как маленький морской пылесос, собирая питательные вещества из микроскопических водорослей, бактерий и других организмов по мере перемещения по морскому дну.

Скопление микробов образовывало на морском дне органический мат, похожий на слой слизи, наполненный питательными веществами. Слой имел особую текстуру, сохранившуюся в каменных плитах парка.

Исследователи обнаружили в этой окаменелой текстуре отчетливые отпечатки Quaestio и следы его жизнедеятельности — так называемые следовые окаменелости. «Одним из самых захватывающих моментов при раскопках слоя, где мы нашли множество Quaestio, был момент, когда мы перевернули камень, почистили его и заметили, что за образцом Quaestio, очевидно, находилась следовая окаменелость — явный признак того, что организм мог двигаться», — сказал Ян Хьюз, соавтор работы из Гарвардского университета.

Соавтор работы Мэри Дрозер говорит: «Земля — единственная известная нам планета, на которой есть жизнь, поэтому в поисках жизни на других планетах мы можем вернуться в прошлое Земли и посмотреть, как развивалась жизнь на нашей планете. Изучение истории жизни через окаменелости позволяет нам понять, как развиваются животные и какие процессы приводят к их вымиранию, будь то изменение климата или недостаток кислорода».