В Италии начали спасать корабль Гела II: на нем возили «металл из Атлантиды»!

Построенный в V веке до нашей эры корабль Гела II имеет размеры примерно 15 метров в длину и почти 5 метров в ширину: именно это позволяло когда-то перевозить большое количество грузов, — в том числе мифический металлический орихалк, связанный с Атлантидой.
В Италии начали спасать корабль Гела II: на нем возили «металл из Атлантиды»!
Soprintendenza del Mare

В 1988 году два аквалангиста у побережья Булалы на Сицилии, Италия, обнаружили затонувший древнегреческий корабль V века до нашей эры. Так, судно Гела II изучили под водой еще в 1995 году. Затем в ходе спасательных операций исследователи нашли на корабле как коринфские шлемы, так и слитки орихалка, — редкого металлического сплава, связанного с мифическим городом Атлантида. И лишь теперь, в 2024 году, само судно вытащили из глубин Средиземного моря: в ходе новой операции водолазы разбирают и поднимают деревянные останки корабля.

Восстановленную древесину подвергнут реставрации, прежде чем выставить ее в археологическом парке Гела.
Коринфские шлемы и слитки, найденные на месте крушения Гелы II /
Коринфские шлемы и слитки, найденные на месте крушения Гелы II /
TG Ten

Спасения корабля произошло вскоре после спасения другого древнегреческого судна, затонувшего «Гела I»: его выставили на всеобщее обозрение еще в 2023 году.

Затонувший корабль «Гела II» в Сицилии

В 1988 году два аквалангиста недалеко от порта Джела на Сицилии наткнулись на затонувший древнегреческий корабль. Уже на месте эксперты отнесли его к V веку до нашей эры и заявили, что, судя по размерам, на нем перевозили большие объемы грузов между портами Средиземноморья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через 7 лет после обнаружения западные специалисты провели первое систематическое расследование места крушения, а более поздние экспедиции указали на коринфские шлемы и куски орихалка, — металлического сплава из меди и цинка.

Слитки орихалка, извлеченные из Гелы II /
Слитки орихалка, извлеченные из Гелы II /
Sebastiano Tusa/Soprintendenza del Mare-Regione Sicilia
  • Легенда гласит, что орихалк создали в мифическом городе Атлантида. По словам Гесиода, — греческого поэта VII века до нашей эры, — орихалк когда-то покрывал самые важные сооружения в Атлантиде.

Лишь спустя годы группа подводных археологов и итальянское правительство провели более тщательный анализ места кораблекрушения. Согласно заявлению организации Soprintendenza del Mare, только в 2024 году исследователи наконец вытащили Гела II из водной могилы.

В июле 2024 года водолазные бригады приступили к первому этапу спасательной операции, начав поднимать остатки древесины с места крушения.

Остатки в конечном итоге передадут Управляющему культурными ценностями Кальтаниссетты для реставрации, после чего артефакты выстявят ​​​​в Археологическом парке Гела.
Водолаз во время осмотра древесины древнегреческого корабля «Гела II» /
Водолаз во время осмотра древесины древнегреческого корабля «Гела II» /
Soprintendenza del Mare
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История затонувшего корабля

Гела II считается одним из самых старых когда-либо найденных в Средиземном море кораблей. Спасения судна проливает свет для исследователей на технологии кораблестроения в Древней Греции.

  • Эксперты отмечают: корабль обладал уникальной конструкцией корпуса, которая отличалась от традиционных античных судов.
  • Гела II строили с использованием технологии «шипов и пазов», дабы прочнее соединять доски корпуса без необходимости использования металлических креплений.

При этом изначально корабль нашли с более чем 40 амфорами, каждая из которых содержала следы вина, оливкового масла и зерна. Так, специалисты отмечали активные торговые связи Греции с другими регионами Средиземноморья, включая Сицилию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Водолаз во время извлечения обломков Гелы II /
Водолаз во время извлечения обломков Гелы II /
Soprintendenza del Mare
  • До сих пор неизвестно, что стало причиной крушения Гела II. Ученые предполагают, что судно могло затонуть из-за сильного шторма или столкновения с другими судами во время торгового рейса.
Интересно, что судно обнаружили в слое песка, что значительно помогло его сохранению. Так, песчаный слой защитил корабль от разрушительных воздействий соленой воды и микроорганизмов.