Чужие гены: ученые назвали арахис, клюкву и чай природными ГМО

Генетики СПбГУ выявили ген, который позволил арахису стать природным ГМО и адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Чужие гены: ученые назвали арахис, клюкву и чай природными ГМО
Freepik

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета в составе научной группы выяснили, что ГМО-продукты — не только искусственное явление. В природе существуют и другие, природные генетически модифицированные организмы. К таким могут относиться растения, которые в процессе эволюции приобрели чужие гены с помощью тех же бактерий, что используют и в лабораториях для создания ГМО‑продуктов.

Генетически модифицированные организмы (ГМО) — это растения, животные или микроорганизмы, в геном которых были перенесены чужие гены. Это может быть сделано для различных целей, таких как повышение урожайности, защита от вредителей, улучшение вкусовых качеств или снижение вероятности возникновения болезней.

По результатам исследований, генетикам удалось составить список растений с ДНК-трансформациями и объяснить, почему они являются природными ГМО. Так, к генномодифицированным организмам относятся табак, льнянки, батат, арахис, клюква, хмель и чай. Получив характеристики многих растений из списка, для ученых долгое время оставалось загадкой, какие гены в арахисе делают его природным ГМО.

«Мы проанализировали все доступные нам последовательности ДНК арахиса, хранящиеся в базах данных нуклеотидных последовательностей, а также набор линий из коллекции Всероссийского института генетических ресурсов и смогли понять, какие гены в арахисе сохранились, а главное — какие из них отвечают за генетическую модификацию. Мы обнаружили, что некоторые гены остались с момента генетической трансформации их предковых форм, тогда как другие в процессе эволюции были утрачены, от них остались лишь следы», — рассказала профессор кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ Татьяна Матвеева.

Freepik

По словам Матвеевой, почти у всех видов арахиса встречается сохранившийся ген — кукумопин-синтазы. Этот ген вырабатывается в корнях растений и показывает разную активность у разных видов арахиса. Вероятно, именно кукумопин-синтазы отвечает за адаптивные функции арахиса, которые позволили ему успешно сохраниться в ходе эволюции.

Кроме того, генетики Санкт-Петербургского университета обнаружили, что еще как минимум восемнадцать видов арахиса можно назвать природными генно-модифицированными организмами. Открытие поможет в сельском хозяйстве при производстве арахисовых культур, при борьбе с заболеваниями ГМО-культур или при планировании селекционных схем.

Результаты исследования опубликованы в научном журнале Biology.