Что происходит в мозге человека, когда он смотрит на шедевр Вермеера
Музей Маурицхёйс в Гааге, где хранится шедевр XVII века, поручил нейробиологам измерить работу мозга при просмотре портрета и других известных работ. Ученые обнаружили, что зритель находится в плену особого неврологического феномена, который они назвали «устойчивая петля внимания» и который, по их мнению, присущ только «Девушке с жемчужной сережкой».
Взгляд зрителя непроизвольно притягивается сначала к глазу девушки, затем скользит вниз к ее рту, потом к жемчужине, затем возвращается к глазу и все повторяется. Это заставляет зрителя смотреть на картину дольше, чем на другие, объясняет Мартин де Мунник из исследовательской компании Neurensics, которая проводила исследование.
«Вам приходится обращать внимание, хотите вы этого или нет. Вы должны полюбить ее, хотите вы этого или нет», — говорит он.
Измеряя мозговые волны, ученые обнаружили, что особенно сильно стимулирован прекунеус — часть мозга, которая вовлечена в эпизодическую память, визуально-пространственную обработку, размышления о себе и аспекты сознания. По словам ученого, это первое известное исследование, в котором для измерения неврологической реакции на произведения искусства использовались ЭЭГ и МРТ-сканеры мозга.
«Чем дольше вы смотрите на кого-то, тем красивее или привлекательнее он становится», — отметил Мунник, что также объясняет популярность сюжета голландского мастера. — «Почему вы знакомы с этой картиной, а не с другими? Потому что у нее есть эта особенность.
«Мозг не лжет»
Ученые также сравнили неврологическую реакцию при взгляде на подлинную картину в музее и на репродукцию. Они обнаружили, что эмоциональная реакция, которую испытывает зритель, в десять раз сильнее у оригинала, чем у репродукции.
Для проведения тестов ученые прикрепили к 10 испытуемым, которым показывали настоящие картины или репродукции, датчик движения глаз и шапочку для отслеживания мозговых волн.
По словам директора музея Маурицхёйс Мартины Госселинк, это доказывает важность просмотра оригинальных произведений искусства: «Это очень важно, и это действительно помогает развивать мозг... Мозг не лжет», — говорит она.
В своих работах Вермеер часто концентрировал внимание на одном месте, а окружающие детали были более размытыми, пояснила она. Однако в «Девушке с жемчужной сережкой» есть сразу три точки фокусировки — глаз, рот и жемчужина. Госселинк сказала, что это отличает эту работу от других картин Вермеера: «Здесь мы видим человека, который действительно смотрит на вас, в то время как на всех других картинах Вермеера вы видите кого-то пишущего, или занимающегося рукоделием, или человека, занятого чем-то еще. Но в этом и есть большая разница с этой девушкой. Она наблюдает за вами».
Мунник говорит, что было бы интересно провести подобные исследования на других знаменитых картинах, например, таких как «Мона Лиза» да Винчи.