Геологи обнаружили участок дна, который ушел в глубину во времена динозавров

Ученые Мэрилендского университета обнаружили свидетельства существования древнего морского дна, которое погрузилось вглубь Земли в эпоху динозавров. Расположенное в Восточно-Тихоокеанском поднятии (граница тектонических плит на дне юго-восточной части Тихого океана), этот участок морского дна показывает, как поверхность Земли менялась на протяжении миллионов лет.
Геологи обнаружили участок дна, который ушел в глубину во времена динозавров
Карта, на которой изображен регион, где было сделано открытие древнего морского дна. Jingchuan Wang, University of Marylan
Геологи постепенно уточняют теорию тектоники плит. Сначала они вообще не верили, что континенты перемещаются, потом они наблюдали, как континенты двигаются по поверхности Земли, а теперь пришло время выяснить как тектонические плиты «ныряют» в мантию и двигаются в трех измерениях.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Возглавляемая геологии Цзинчуанем Вангом, команда использовала инновационные методы сейсмической визуализации, чтобы заглянуть вглубь мантии Земли — слоя между корой и ядром нашей планеты. Ученые обнаружили необычно толстую область в переходной зоне мантии — регионе, расположенном на глубине от 410 до 660 километров под поверхностью Земли.

«Эта утолщенная область похожа на окаменелый отпечаток древнего участка морского дна, который погрузился в Землю примерно 250 миллионов лет назад», — говорит Ванг. — «Это дает нам возможность заглянуть в глубокое прошлое Земли».

Движение тектонических плит

Наглядная диаграмма, показывающая древнюю субдуцированную плиту, которую команда исследователей описала в настоящее время. Она оказывает непосредственное влияние на крупномасштабные структуры нижней части мантии, известные как «суперплюмы».
Jingchuan Wang, University of Maryland

Субдукция происходит, когда одна тектоническая плита уходит под другую, возвращая поверхностный материал обратно в мантию Земли. Этот процесс часто оставляет видимые свидетельства движения, включая вулканы, землетрясения и глубокие морские впадины.

Геологи обычно изучают субдукцию, исследуя образцы горных пород и отложений на поверхности Земли, но команда Ванга использовала сейсмические волны для исследования океанического дна. Изучив, как сейсмические волны проходят через различные слои Земли, ученые смогли создать подробные карты структур, скрывающихся глубоко в мантии.

«Сейсмическую съемку можно сравнить с компьютерной томографией. По сути, она позволила нам получить поперечный срез внутренностей нашей планеты», — говорит Ванг.

Ванг считает, что необычная толщина обнаруженной командой области свидетельствует о наличии более холодного материала в этой части переходной зоны мантии. Вероятно, некоторые океанические плиты застревают на полпути вниз, когда погружаются в мантию.

В будущем команда планирует расширить свои исследования на другие районы Тихого океана и за его пределы. Ванг надеется создать полную карту древних зон субдукции, а также их влияния на глубинные и поверхностные структуры Земли. Благодаря сейсмическим данным, полученным в ходе этого исследования, Ванг и другие ученые совершенствуют свои модели движения тектонических плит на протяжении всей истории Земли.