Утро вечера на самом деле мудренее! Ученые выяснили, как сон влияет на решения

Новое исследование показало: хотя поспешные суждения сильно влияют на «быстрые решения», «переспать с мыслью» действительно помогает людям делать более рациональный выбор. Ученые обнаружили, что добровольцы исследования, которые мгновенно принимали решения о ценных вещах, придавали им слишком много значения — именно из-за первого впечатления.
Утро вечера на самом деле мудренее! Ученые выяснили, как сон влияет на решения
сreated by techinsider.ru using the DALL-E

Люди нередко поддаются соблазну первого впечатления: есть веские научные данные о том, что первоначальные поспешные суждения трудно избежать, даже если они неточные. Так, согласно новому исследованию в Журнале экспериментальной психологии General, ученые из Университета Дьюка заявили, что «переспать с мыслью» может помочь «не судить о книге по ее обложке».

Чтобы изучить вопрос, в серии онлайн-экспериментов ученые просили добровольцев просмотреть виртуальные коробки с ненужными товарами на гаражной распродаже в поисках предметов, которые можно было бы выставить на продажу.

сreated by techinsider.ru using the DALL-E
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему утро вечера мудренее?

Большинство предметов внутри каждой коробки были недорогими— например, старый будильник или растение в горшке. Несколько особенных предметов, — например, красивая лампа или плюшевый мишка, — стоили больше.

  1. Участники исследования зарабатывали реальные деньги за выбранные ими коробки, поэтому у них была мотивация установить реальную ценность вещей.
  2. Однако добровольцы не знали, что общая стоимость 20 предметов в каждой коробке была одинаковой. Менялась лишь последовательность предметов по принципу «мусор/драгоценность».
  3. В некоторых коробках все ценные предметы находились сверху, поэтому участники первыми замечали именно их. В других ящиках — ценные вещи были сгруппированы посередине или внизу, а в третьих ящиках все было вразнобой.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, ученые попросили добровольцев оценить ценность вещей и выбрать фаворитов: некоторые участники оценивали коробки сразу, но другие «засыпали с мыслью» и принимали решение после ночной задержки.

Быстро возникла закономерность: при моментальном решении участники, как правило, запоминали и оценивали коробки не по всему их содержимому, а лишь по первым нескольким предметам.
  • «Оказалось, что первое впечатление предвзято влияет на людей», — заявила ведущий автор исследования Элли Синклер, которая проводила его в рамках своей докторской диссертации в лаборатории доктора Элисон Адкок, профессора психиатрии и поведенческих наук из Герцога.

Раз за разом добровольцы шли за ящиками с ценными предметами сверху.

Когда люди замечали «сокровища» раньше, чем дешевые товары, они с большей вероятностью выбирали коробку перед носом.

сreated by techinsider.ru using the DALL-E
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как сон влияет на принятие решений

  1. Западные специалисты отмечают: добровольцы исследования были склонны переоценивать якобы более значимые коробки и предполагали, что они стоят на 10% больше денег.
  2. Это пример психологического феномена под названием «предвзятость первенства», — пояснила Элли Синклер.
  3. Так, когда дело доходит до формирования общего мнения о чем-либо, на людей чрезмерно влияет первая полученная информация, — даже с учетом, что постепенно появляются новые факты.

В случае с экспериментом Синклер предвзятость не позволила добровольцам исследования рационально сравнивать коробки. В то же время, по иронии судьбы, люди были менее способны вспомнить детали при вопросе о том, какие предметы в «ценных коробках» были «сокровищами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако участники, которых не просили принять моментальное решение, с меньшей вероятностью попадали в подобные ловушки.

  • «Наши добровольцы делали более рациональный выбор на следующий день, когда в равной степени отдавали предпочтение всем коробкам», — говорит Элли Синклер.

Эксперт дополняет: быстрые суждения, основанные на первоначальных впечатлениях, могут помочь принять решение, прежде чем человек потратит слишком много времени и усилий.

  • Но когда дело доходит до ситуаций с долгосрочными ставками — например, прием на работу или свидание с человеком — «есть мудрость в идее "переспать с мыслью", прежде чем принимать решение», — заключила Синклер.