Ученые впервые изучили состав породы с обратной стороны Луны

Впервые в истории китайские ученые показали из чего состоят породы на дальней стороне Луны. Это — смесь коренных базальтов и более молодых инородных вкраплений. Дальняя сторона Луны сформирована иначе, чем видимая сторона нашего спутника, которая в основном состоит из базальтовых вулканических пород.
Ученые впервые изучили состав породы с обратной стороны Луны
«Чанъэ-6» сделал несколько снимков своей ноги и окрестностей, которые были сшиты вместе для создания этой панорамы. CNSA via Xinhua/Alamy
Человек и его древние предки миллионы лет смотрели на ближнюю сторону нашего спутника и никогда не видели дальнюю. Увидеть ее удалось совсем недавно. А теперь удалось доставить образцы с дальней стороны и их исследовать.

По словам исследователей, образцы доставленные миссией «Чанъэ-6» могут быть результатом перемешивания древнего лунного грунта с материалами, выброшенными при образовании ударных кратеров и извержениях вулканов.

Вскрытие капсулы с лунным грунтом.
China National Space Administration

Образцы с дальней стороны содержат значительно больше светлых частиц, таких как стекло и полевой шпат, по сравнению с образцами «Чанъэ-5», подставленными с ближней стороны Луны. По словам исследователей, эти породы, скорее всего, образовались в результате ударов и извержений.

Новые образцы имеют меньшую плотность, они «более рыхлые и пористые», — сообщают ученые. Результаты работы опубликованы в журнале National Science Review.

«Маревые базальты (или базальты лунных морей) сохраняют историю вулканизма на дальней стороны Луны, а светлые вкрапления могут дать представление об образовании метеоритных расплавов огромного бассейна Южного полюса-Эйткена и, возможно, о глубокой лунной мантии», — говорят ученые.

Подари мне лунный камень, но с далекой стороны

Топографическая карта обратной стороны Луны (заштрихованный цветом рельеф) с центром в Бассейне Южный полюс — Эйткен (53° ю.ш., 169° з.д.). Место посадки — кратер Аполлона находится примерно слева вверху синего пятна. Карта составлена на основе топографической модели Global Lunar, которая базируется на данных, полученных аппаратом Lunar Reconnaissance Orbiter. Шаг сетки широты и долготы составляет 30°.

Китай сегодня — первая и пока единственная страна, которой удалось доставить на Землю образцы с дальней стороны единственного естественного спутника Земли. В результате миссии «Чанъэ-6» было собрано около 1,9 кг лунных образцов из бассейна Южный полюс-Эйткен — самого большого, глубокого и очень древнего ударного бассейна на Луне.

Дальняя сторона Луны никогда не поворачивается к Земле, поскольку Луна находится по отношению к Земле в состоянии приливного захвата. Уже 10 миссий Соединенных Штатов, Советского Союза и Китая доставляли образцы с ближней стороны. Но ученые хорошо знают насколько сильно отличаются по геологическому строению ближняя и дальняя стороны нашего спутника.

«Образцы только с ближней стороны без отбора проб со всей лунной поверхности не могут в полной мере описать геологическое разнообразие всей Луны. Это ограничение мешает нашему пониманию происхождения и эволюции Луны», — заявила команда.

Лунный вулканизм

Посадочный модуль «Чанъэ-6» на снимке 3 июня.
AFP / China National Space Administration

В 2021 году миссия «Чанъэ-5» обнаружила самые молодые камни, когда-либо найденные на Луне. Они образовались из магмы, образовавшейся в результате извержения вулкана около 2 миллиардов лет назад. Это открытие внесло серьезные поправки в исследования, проведенные миссиями «Аполлон», которые пришли к выводу, что лунный вулканизм прекратился 3 миллиарда лет назад.

Теперь команда заявила, что новый анализ должен «предоставить фундаментальные данные для будущих углубленных научных исследований», которые позволят еще глубже понять историю лунного вулканизма. Возможно, Луна была активна даже в более близкое к нам время.

По словам ученых, углубленное понимание ранней эволюции Луны, лунного магнитного поля и различия в вулканической активности на ближней и дальней сторонах, может привести к «новым концепциям и теориям происхождения и эволюции Луны».