Эксперт Молодовский: как «читать» протектор, чтобы выбрать лучшие зимние шины
Стоит ли вообще обращать внимание на протектор? «Хотелось бы мне сказать да, но боюсь, что шинные производители уже давно все решили за нас», – шутит Андрей Молодовский, специалист сети шинных центров «Колёса Даром», помогавший нам разбираться в китайской грамоте шин.
В 21 веке, особенно за последние 10 лет, ведущие мировые производители шин пришли к общему пониманию того, какой дизайн протектора шины лучше подходит для летних или зимних шин, шоссейных или внедорожных покрышек, объясняет он. «Если 20 лет назад водителям приходилось прикладывать умственные усилия, чтобы выбрать подходящий для своего автомобиля и времени года дизайн протектора шины, то теперь все стало намного проще. Шины, особенно известных брендов, можно без каких-либо сомнений и опасений покупать в интернете, просто выбрав сезонность резины и ее типоразмер».
В 90% случаев купленные таким образом шины удовлетворят его потребности, утверждает он. Обратите внимание: многие даже не задумываются о том, какой тип рисунка у выбранной модели, как и на что он влияет, и, тем не менее, оказываются вполне довольны выбором.
Все шины хороши — но это не значит, что покупать можно наугад
Чтобы сделать хороший выбор, водителю нужно, как минимум, понимать самую базовую азбуку науки о шинах. Например, плюсы и минусы симметричного и несимметричного протектора, направленного и ненаправленного.
Симметричный дизайн – самый простой и универсальный
Так называют протектор, обе половины которого имеют одинаковую форму блоков и канавок. Если развернуть такую шину на 180°, визуально рисунок не изменится. «Поэтому такие шины универсальны в плане установки как на диск, так и на сторону автомобиля, – объясняет эксперт. – Такие шины, естественно, исторически были первыми и до последнего времени остаются самыми распространенными».
Сегодня в легковых шинах симметричный рисунок стал уступать другим разновидностям протектора, хотя до сих пор очень востребован и популярен в покрышках для коммерческих и грузовых авто, а также во вседорожной и внедорожной резине – так называемые А/Т и М/Т шины – для внедорожников и легких грузовиков.
Направленный симметричный дизайн – оптимально для зимних шин
Это разновидность симметричного протектора, который имеет уже четко выраженное направление рисунка в одну сторону, как правило, V-образной формы (протектор-«ёлочка»).
Такие шины предназначены для вращения в только одном направлении, и на боковинах оно обозначается стрелкой с указателем Rotation. «Главное преимущество направленного V-образного протектора – его способность лучше остальных разрезать воду, слякоть и снег, эффективно удаляя эти фракции из-под пятна контакта шины с дорогой, – объясняет Молодовский. – Поэтому такой рисунок стал самым востребованным в зимних шинах, а также во всесезонной резине. К примеру, у самого северного производителя премиальных шин, финского концерна Nokian Tyres, почти все зимние модели уже давно имеют направленный симметричный дизайн».
Запаска с V-образным протектором подойдет только на одну сторону
Нужно учитывать, что смонтированная запаска с такой резиной в случае экстренной замены может подойти только на одну сторону автомобиля, предупреждает он. Поэтому лучше иметь обычную «докатку», или направленную шину на запаске придется перебортировать, если колесо вдруг не подойдет на нужную сторону автомобиля.
Асимметричный дизайн протектора – идеален для летних шин
Особенность этого рисунка в том, что протектор от одного плеча к другому «разделяется» на 2 или 3 рабочих зоны, которые отличаются друг от друга дизайном. Такие шины повышают комфорт при вождении и позволяют шине точнее реагировать на движения руля, особенно на твердых покрытиях.
Как он работает? «Так как внешнее плечо протектора подвергается большим нагрузкам при поворотах и маневрировании, эта половина протектора у асимметричной шины, как правило, чуть жестче, чем внутренняя часть, – объясняет эксперт. – Наружная сторона за счет этого также гарантирует отличное сцепление с сухим покрытием. А внутренняя половина протектора обычно отличается более развитой системой водоотводных канавок, поэтому отвечает за сцепление с мокрой поверхностью».
Эти шины хороши для часто меняющихся погодных условий, поэтому асимметричный рисунок стал максимально применимым в летних шинах.
«Внешняя сторона таких шин промаркирована на боковине надписью Outside и должна совпадать с лицевой стороной диска, – напоминает он. – Соответственно, внутренняя сторона покрышки с маркировкой на боковине Inside должна быть не видна после установки колеса на автомобиль».
Другой плюс таких шин в том, что их, как и симметричные шины, не нужно перебортировать при перекидывании колес с одной стороны авто на другую – эксплуатационные характеристики и управляемость от этого не изменятся. Главное, чтобы внешняя и внутренняя сторона шины соответствовала установке на диск.
«Несмотря на все вышесказанное все эти рисунки протектора до сих пор применяются и в летних, и в зимних шинах, только в разном процентном соотношении», – говорит специалист.
На что влияет форма и размер блоков, канавок и других деталей протектора
«Для начала нужно запомнить, что пятно контакта шины с дорогой, в зависимости от размера резины, составляет площадь 1-2 ладоней взрослого мужчины, – объясняет он. – Именно из этой маленькой площади производители шин и исходят».
С одной стороны, пятну контакта нужно обеспечить как можно больше площади соприкосновения с резиной – поэтому разрабатываются различные формы блоков (или шашек) протектора.
С другой стороны, необходимо предусмотреть эффективную водоэвакуацию из пятна контакта, для чего тщательно продумываются размер, форма и направление продольных каналов и поперечных канавок.
И все это нужно еще связать с предназначением шины – на лето, на зиму или для всесезонного использования.
Летние шины: широкие каналы, прочные ребра
Вот почему мы, как правило, наблюдаем на летних шинах от 2 до 5 широких продольных окружных каналов, и крупные плечевые блоки, иногда сдвоенные в пары, разделенные поперечными канавками, имеющими открытый выход наружу, говорит эксперт.
Кроме того, особенностью летних шин являются сплошные центральные протекторные ребра – от 1 до 4 штук, – на которых имеются разнонаправленные насечки и прорези, называемые ламелями. «Ламели в летних шинах не так часто нарезаны, как в зимних шинах, а сама резиновая смесь протектора жестче», – отмечает он.
Все фишки летних шин заточены на плотное сцепление и короткий тормозной путь на асфальтовом покрытии, а также на максимальное выведение воды из пятна контакта. Протекторные ребра гарантируют курсовую устойчивости при высоких скоростях, окружные каналы эвакуируют воду, прямоугольные блоки в плечах протектора отвечают за устойчивость и управляемость при маневрировании, а поперечные канавки, помимо отвода жидкости, создают при езде на грунтовых дорогах дополнительные кромки зацепления.
Зимние шины: много ламелей, сложная форма блоков
У зимних шин с протекторными блоками все намного серьезнее: их больше, они имеют различную форму в разных зонах протектора, к тому же они просто испещрены ламелями, имеющими волнистую или зубчатую форму. «Такие ламели при раскрытии в пятне контакта создают множество дополнительных сцепных кромок для лучшего сцепления и торможения на скользких зимних покрытиях, – объясняет эксперт. – Чем ламелей больше в каждом протекторном блоке, тем лучше».
Сами ламели в зимних шинах бывают разной внутренней формы: ламели с чередованием глубины нарезки, ламели-расчески, объемные 3D-ламели, специальные ламели-насосы, втягивающие за счет изменения внутреннего объема водяную пленку с пятна контакта.
Разобраться в этой каше прорезей, конечно, простой водитель не сможет. Но есть полезное правило, упрощающее выбор.
«Предпочтение стоит отдавать тем зимним шинам, где расположение блоков и ламелей имеет больше разных направлений, чтобы при любом повороте руля находилось достаточное количество сцепных кромок, перпендикулярных вектору движения», – рекомендует эксперт.
Кроме того, сами шашки протектора часто имеют зазубренные кромки, называемые тормозными усилителями.
Форма блоков тоже достаточно разнообразна: и ромбовидные, и трапециевидные, и пятигранные. Шашки могут иметь специальные углубления стреловидной формы, называемые усилителями снежного сцепления: «Все – для того, чтобы вгрызаться в снег различной его консистенции и обеспечивать надежные тягово-сцепные и тормозные свойства шины».
Шины-липучки: больше мелких шашек
Чем больше количество шашек в протекторе, тем сами шашки мельче. «Это помогает нешипованным зимним шинам (липучкам) получить больше сцепных кромок в пятне контакта со скользким дорожным покрытием, – объясняет он. – В шипованных шинах, где сцепление с обледенелыми дорогами обеспечивается в первую очередь благодаря шипам, блоков может быть и поменьше в сравнении с "липучками".
Зачем нужно центральное ребро
Как уже говорилось, большинство зимних шин имеет направленный V-образный рисунок. «Дренажная сеть V-образных канавок, которые расходятся от центра к плечам протектора, зарекомендовала себя с лучшей стороны для надежной эвакуации воды, слякоти и снежной шуги из пятна контакта. Особенно когда эти канавки имеют постепенно расширяющуюся форму от центра к краям шины».
У некоторых моделей такой дизайн включает ярко выраженное центральное ребро протектора, которое у одних может быть почти прямым, у других – в форме елочки. У третьих это ребро настолько изрезано различными углублениями, что его и назвать ребром-то трудно, хотя есть модели, где оно вовсе отсутствует.
«Какой бы формы ни было центральное ребро, служит оно в первую очередь для обеспечения курсовой устойчивости при прямолинейном движении автомобиля на зимних дорогах, в том числе на укатанном снегу и асфальте», – говорит эксперт.
Обратите внимание на края плечевых блоков
Пора упомянуть о наличии на мировом рынке зимних нешипованных шин различного класса (типа):
- скандинавский (нордический) и
- европейский (альпийский).
Хоть оба типа этих фрикционных шин и предназначены для зимнего использования, у них все же есть существенные отличия, о которых не все в курсе, говорит специалист.
Нордическая резина
Скандинавские шины подходят для экстремальных, суровых зимних условий. К ним относят шипованные и нешипованные покрышки-липучки, предназначенные для северных зим. Липучки нордического типа максимально заточены под зимние условия стран, находящихся ближе к северному полюсу: Канада, часть США, Скандинавия, Россия, северные районы Китая.
Узнать такие шины можно по яркой отличительной особенности – колейные зацепы на их плечевых блоках, где катящая поверхность переходит в боковину, сделаны резким углом. Кроме того, они имеют большее количество ламелей.
Такие шины обладают необходимым функционалом на льду и необходимой эластичностью при низких отрицательных температурах – всем, чтобы эффективно «прилипать» в пятне контакта к различным зимним покрытиям.
Нордические липучки правильнее и безопаснее использовать зимой на большей территории России, считает специалист. Но необходимо помнить, что температура воздуха для их оптимальной эксплуатации не должна превышать 7 градусов тепла.
Альпийская резина
Европейские или альпийские шины бывают исключительно нешипованные и предназначены для мягких условий европейской зимы.
Основное их отличие от нордических липучек – то, что на льду «европейки» не обеспечивают такого уровня сцепления и безопасности. Использование «евро-липучек» в северном климате более ограничено, предупреждает эксперт: «Да, их можно использовать зимой почти во всех регионах РФ, но только с пониманием того, что на обледенелых дорогах вождение должно быть очень-очень аккуратным».
Хоть «европейки» и устойчивы к достаточно низким температурам, но на скользких зимних покрытиях такого сцепления, как у «скандинавок», они не смогут обеспечить. У евро-липучек более жесткая внутренняя армирующая структура для минимизации сопротивления качению, не такая обильная ламелизация протектора, а плечевые блоки на границе с боковиной имеют сглаженную форму, как у летних шин.
Основная стихия липучек европейского типа – это снег, поэтому они и получили распространенное в Европе название «альпийских», объясняет он. На них можно чувствовать себя уверенно на снежной дороге, ну и конечно, на мокром асфальте. К тому же, «европейки» приятны по акустическому комфорту: «В России эти шины идеально подходят для зимней эксплуатации в южных регионах страны, а также внутри больших мегаполисов, где дороги постоянно чистят и регулярно обрабатывают реагентами».
Что еще можно узнать из дизайна
К сожалению, понять о шине все, исходя только из рисунка протектора, невозможно, делает вывод Молодовский. «При всех достоинствах того или иного дизайна, помните, что шины демонстрируют свой максимум благодаря в первую очередь составу и качеству резиновой смеси, а также конструкции брекера», – отмечает специалист сети «Колёса Даром». А их на взгляд оценить невозможно.
Большое значение имеет и схема ошиповки, и количество шипов. Только сочетание всех факторов гарантирует максимальное раскрытие необходимых характеристик.
Внимание нужно обращать и на маркировки на боковине шин, начиная с даты изготовления (срок годности новых шин составляет около 5 лет) и заканчивая наличием значков «M+S» и «3PMSF» (трехгорный пик со снежинкой внутри), если мы говорим о зимних шинах.
Кое-что можно понять на ощупь. Но это уже не история про чтение рисунка протектора, поэтому про этот параметр мы напишем отдельную статью. Читайте Techinsider.