Анализ ДНК показал, что на острове Пасхи не было экологического коллапса

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature, пополнило растущее число работ, свидетельствующих о том, что этого демографического коллапса на острове Пасхи не было. Результаты исследования подтверждают предположение, что население острова не сокращалось, а было изначально небольшим.
Анализ ДНК показал, что на острове Пасхи не было экологического коллапса
Ранее считалось, что строительство знаменитых каменных статуй Рапа-Нуи, называемых моаи, привело к сокращению численности населения острова. Unsplash
В южной части Тихого океана лежит отдаленный остров Рапа-Нуи, или остров Пасхи. С 1700-х годов, когда европейцы впервые достигли его берегов, западные антропологи разработали теорию об «экологическом коллапсе», утверждая, что народ рапануйцев истощил ресурсы острова и стал причиной собственной гибели. Но, видимо, эта гипотеза не верна.

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature, пополнило растущее число исследований, свидетельствующих о том, что этого демографического коллапса на острове Пасхи не было. Результаты исследования подтверждают предположение, что население острова не сокращалось, а было изначально небольшим.

По словам Катрин Нэгеле, археогенетика из Института эволюционной антропологии Макса Планка, написавшей комментарий к исследованию, новый анализ ДНК «забивает последний гвоздь в крышку гроба этой истории краха».

Коллапс, которого не было

Рапа-Нуи, расположенный более чем в 2 000 миль от южноамериканского континента, известен своими большими каменными статуями, так называемыми моаи. Согласно теории «экоцида», рапануйцы использовали все свои ресурсы, чтобы перевезти и построить эти статуи, в результате чего остров лишился и животных и растительности.

В новом исследовании ученые тесно сотрудничали с представителями общины рапануйцев, чтобы восстановить геномную историю их народа. Международная команда экспертов проанализировала геномы 15 рапануйцев, живших в период с 1670 по 1950 год. Останки этих людей хранились в музее в Париже.

Если бы популяция действительно пережила коллапс, исследователи увидели бы сокращение генетического разнообразия. Однако этого нет.

«Наш генетический анализ показывает стабильный рост численности населения с XIII века до европейского контакта в XVIII веке», — говорит соавтор исследования Барбара Соуза да Мота, физик из Лозаннского университета в Швейцарии. «Эта стабильность имеет решающее значение, поскольку она прямо противоречит идее о резком крахе населения до контакта».

Все исследования сходятся в одном: коллапса не было

Каменные статуи Рапа-Нуи.

Предыдущие исследования показали, что примерно 12% территории Рапа-Нуи могли быть покрыты каменными садами — это сельскохозяйственный метод, который использует добавление камней в почву для сохранения влаги и питательных веществ. Команда исследователей использовала спутниковые снимки, чтобы составить карту каменных садов на острове и лучше понять, сколько людей на самом деле там жило.

Лишь небольшой процент территории острова — менее трети квадратной мили — использовался для садоводства. Такое небольшое количество сельскохозяйственных угодий могло бы обеспечить существование около 4000 человек, что совсем не соответствует примерно 15 000 человек, которые, как первоначально считалось, жили на острове.

В новом исследовании анализ генома позволил получить представление и о других людях, с которыми могли столкнуться рапануйцы. Древние жители острова имели в своем геноме около 10% ДНК коренных американских предков. Это генетическое смешение могло произойти в период между 1250 и 1430 годами.

Как рассказал ведущий автор исследования Виктор Морено-Майар, генетик из Копенгагенского университета современная община рапануйцев принимала активное участие в исследовании, поскольку люди хотели понять, правдива ли версия о коллапсе. Теперь останки древних рапануйцев будут возвращены на остров из музея в Париже.

Габриэла Аталла Лейва, куратор музея Rapa Nui в Ханга-Роа, главном городе острова сказала: «Для культуры рапануйцев предки находятся здесь, среди нас... они не в прошлом, они здесь, в настоящем».