Космический корабль Polaris Dawn отправился в крайне рискованный полет

Миссия SpaceX Polaris Dawn стартовала 10 сентября в 5:23 утра по восточному времени (12:23 по Москве) с площадки Космического центра имени Кеннеди NASA во Флориде. Корабль успешно вышел на околоземную орбиту. Во время полета он удалится от Земли почти 1400 км. Экипаж планирует выйти в открытый космос, хотя корабль не оборудован переходным шлюзом.
Космический корабль Polaris Dawn отправился в крайне рискованный полет
Экипаж Polaris Dawn перед ракетой Falcon 9 и космическим кораблем Crew Dragon на стартовой площадке 39A в Космическом центре имени Кеннеди. John Kraus/Polaris Program
Больше всего и интригует и настораживает, конечно, выход в открытый космос. То, что можно выйти в космос без специального шлюза и вернуться, — само по себе удивительно. Но это так. Теоретически. Как будет на самом деле неизвестно, ведь этого никто никогда не пробовал.

Миссия SpaceX Polaris Dawn стартовала 10 сентября в 5:23 утра по восточному времени (12:23 по Москве). Когда космический корабль вышел на орбиту Земли, наземные диспетчеры во главе с директором по запускам SpaceX Фрэнком Мессиной обратились со словами поддержки к экипажу Polaris Dawn, в который входят первые сотрудники SpaceX, когда-либо отправлявшиеся в космос.

Старт Polaris Dawn был запланирован на конец 2022 года. Но был отложен почти на два года. Запуск нескольких откладывался и в конце августа. Перспективы старта осложнялись еще и тем, что SpaceX нужна была не только ясная погода для взлета, но и спокойные вода и ветер для посадки, когда экипаж вернется из космоса после пятидневного полета.

Выбор времени возвращения может иметь решающее значение для членов экипажа. Выход в открытый космос приведет к истощению запасов кислорода, запасов жизнеобеспечения миссии Polaris Dawn хватит лишь на пять-шесть дней пребывания в космосе. Это крайне рискованная миссия.

Выход на орбиту

Ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX стартовала с площадки Космического центра имени Кеннеди NASA во Флориде.

Экипаж корабля Polaris Dawn (слева направо) — Анна Менон, Скотт «Кидд» Потит, Джаред Айзекман и Сара Гиллис — на борту капсулы Crew Dragon.
SpaceX

Экипаж находился в космическом корабле SpaceX Crew Dragon на вершине ракеты. После 2,5 минут работы самая первая ступень ракеты Falcon 9 израсходовала большую часть своего топлива (но не все топливо — ей ведь еще нужно приземлиться). Первая ступень отделилась от второй ступени ракеты, и вторая ступень включила свой двигатель и продолжила разгон космического корабля Crew Dragon.

В этом момент первая ступень Falcon 9 вернулась на Землю и приземлилась на морскую платформу. Теперь ее можно немного отремонтировать и использовать для будущих миссий. Многоразовая первая ступень позволяет SpaceX снизить стоимость запусков ракет.

Чтобы выйти на орбиту Земли, ракета Falcon 9 развивает скорость более 27 тысяч километров в час. Когда она достигла нужной скорости, корабль Crew Dragon отделился от второй ступени и теперь до конца миссии будет использовать только свои бортовые двигатели.

Рекорды для Гиннеса

Polaris Dawn — детище SpaceX и Джареда Айзекмана, миллиардера, основателя компании Shift4 Payments, занимающейся финансовыми технологиями, который совершил свой первый полет в космос в рамках миссии Inspiration4 в сентябре 2021 года. Однако этот полет — не просто веселая прогулка.

Айзекман и его товарищи по экипажу, среди которых его близкий друг и бывший пилот ВВС США Скотт «Кидд» Потит, а также инженеры SpaceX Анна Менон и Сара Гиллис, надеются, что в ходе этой миссии они установят нескольких результатов, достойных книги рекордов Гиннесса.

Корабль должен доставить экипаж на рекордную высоту орбиты вокруг Земли, превзойдя результат, установленный в 1966 году миссией NASA Gemini 11, которая удалилась на 1 373 км. В случае успеха Polaris Dawn побьет этот рекорд примерно на 32 километра.

Космический полет Polaris Dawn станет самым далеким полетом человека со времен программы NASA Apollo, которая завершилась в 1972 году и в общей сложности доставила 24 астронавта к Луне — на расстояние около 390 тысяч км. Кроме того, Polaris Dawn может стать самым дальним полетом женщины в космос.

Выход в космос без шлюза

В начале третьего дня миссии гражданский экипаж, находясь на орбите на высоте около 700 километров над Землей, попытается совершить исторический выход в открытый космос.

Этот выход будет опасен тем, что все четыре члена экипажа и салон корабля Crew Dragon окажутся в космическом вакууме. В такой ситуации из-за разницы давлений может возникнуть сложность с повторной блокировкой люка корабля. А воздействие вакуума может привести к выбросу токсинов из оборудования при разгерметизации кабины. Но SpaceX заявила, что приняла все меры предосторожности.

UPD 12.09.2024. О том как прошел выход в открытый космос экипажа Polaris Dawn читайте в нашем материале.