Генная терапия сделала зрение людей с наследственной болезнью в 10 000 раз лучше

По словам ученых, у некоторых пациентов наблюдалось «улучшение зрения в 100 раз после приема самой не самой высокой дозы терапии».
Created by techinsider.ru using the DALL-E

Зрение людей с редким наследственным заболеванием, — из-за которого пациенты теряют большую часть зрения в раннем детстве, — стало в 100 раз лучше после устранения генетической мутации. По словам ученых из Медицинской школы Перельмана при Пенсильванском университете, США, у некоторых пациентов наблюдалось улучшение зрения в 10 000 раз: исследование опубликовали в журнале The Lancet.

«Улучшение сделало так, что человек мог видеть свое окружение в лунную ночь на открытом воздухе»
Артур Чидесиян профессор-исследователь офтальмологии и содиректор Центра наследственных дегенераций сетчатки в США
Артур Чидесиян (слева) и Томас С. Алеман (справа) /
pennmedicine.org

Лечение генной терапией

• Артур Чидесиян, профессор-исследователь офтальмологии добавил: «Один из добровольцев нашего исследования сообщил, что смог впервые ориентироваться в полночь на открытом воздухе только при свете костра».

Так, в новом исследовании приняли участие как взрослые, так и пациенты детского возрата. У каждого пациента диагностирован амавроз Лебера в результате мутации гена GUCY2D: этот ген нужен для производства важных для зрения белков.

Специфическое заболевание амавроз Лебера (LCA1) приводит к значительной потере зрения уже в младенчестве: им страдают менее 100 000 человек во всем мире.

У всех добровольцев исследования была тяжелая потеря зрения: лучший показатель зрения был равен или хуже 20/80. Очки приносят лишь ограниченную пользу, ведь они исправляют нарушения оптической фокусирующей способности глаза, но не могут помочь при наследственной болезни (LCA1).

Люди со зрением 20/80:

Это означает: если человек с типичным зрением может ясно видеть объект на расстоянии 80 футов (около 24 метров), то пациентам с LCA1 нужно встать как минимум на расстоянии 20 футов (6 метров) от предмета, чтобы увидеть его.

Created by techinsider.ru using the DALL-E

Ученые протестировали различные уровни доз генной терапии ATSN-101, которые адаптировали из микроорганизма AAV5 и вводили хирургическим путем под сетчатку.

1. В первой части исследования группы из трех взрослых получали одну из трех различных доз: низкую, среднюю и высокую.
  2. Ученые оценивали пациентов после каждого уровня дозировки, чтобы убедиться в безопасности, прежде чем повышать дозировку для следующей группы добровольцев.
  3. Вторая фаза исследования включала введение высоких дозировок взрослой группе из трех человек и детской группе из трех человек.

Улучшения обнаружили невероятно быстро, — часто в течение первого месяца после применения терапии — и продолжались не менее 12 месяцев.

Лечение плохого зрения

Трое из шести пациентов, принимавших высокие дозы генной терапии, достигли максимально возможного результата при исследовании эффективности лечения. В некоторых тестах использовались глазные таблицы или измерялись самые тусклые вспышки света, воспринимаемые пациентами в темноте.

Из пациентов, получивших максимальную дозу терапии, у двух наблюдалось улучшение зрения в 10 000 раз.

• «Мы не знали, насколько восприимчивыми будут фоторецепторы пациентов к лечению после десятилетий слепоты», — отметил Артур Чидесиян.

Ученые сообщили, что у некоторых пациентов были побочные эффекты, однако подавляющее большинство было связано исключительно с самой хирургической процедурой. Наиболее частым побочным эффектом было кровоизлияние в конъюнктиву. У двух пациентов было воспаление глаз, которое купировалось курсом стероидов. И никакие серьезные побочные эффекты не были связаны с исследуемым лечением.