Астрофизики описали процесс рождения золота и платины во Вселенной

Астрофизики описали новый теоретический сценарий рождения тяжелых элементов, таких как золото, платина, уран. Они могут рождаться в тесных двойных система, когда красный сверхгигант поглощает нейтронную звезду.
Астрофизики описали процесс рождения золота и платины во Вселенной
Художественное изображение струйных сверхновых с общей оболочкой. IMP
Элементы таблицы Менделеева не тяжелее железа рождаются в термоядерных реакциях, которые постоянно происходят в звездах. Это хорошо изученный и вполне обычный процесс. Но на железе таблица не заканчивается. Для образования более тяжелых элементов, таких как золото, платина или уран нужны гораздо большие энергии, чем могут создать термоядерные реакции в звездах. Эти элементы есть в природе, и ученые исследуют условия, в которых происходит их рождение.

Существует только один подтвержденный объект во Вселенной, способный создать условия, достаточно экстремальные для создания тяжелых элементов, – это слияние нейтронных звезд. Есть много теоретических возможных процессов, но они пока не подтверждены наблюдениями. Слияния нейтронных звезд – единственное наблюдаемое на сегодняшний день событие, способное создать те невероятные плотности и температуры, которые необходимы для таких процессов. Но скорее всего, тяжелые элементы могут рождаться и при других условиях.

Художественное изображение слияния нейтронных звезд, порождающего гравитационные волны и приводящего к образованию килоновой звезды.

Рождение золота

Астрофизики Ноам Сокер из Хайфского Техниона и Шилунь Цзинь из Института современной физики, Китайской академии наук в опубликовали в журнале The Astrophysical Journal работу, в которой они описали новый вариант рождения тяжелых элементов.

Строительство ускорителя HIAF, Китай
Institute of Modern Physics (IMP)

Ученые описали синтез тяжелых ядер в двойной звездной системе. Эти системы называются струйные сверхновые с общей оболочкой. Это система, в которой нейтронная звезда (остаток сверхновой) и красный сверхгигант расположены очень тесно. Когда красный сверхгигант расширяется и поглощает нейтронную звезду, она по спирали закручивается внутрь его оболочки и втягивается в ядро. После попадания в ядро нейтронная звезда закручивает вещество сверхгиганта с огромной скоростью и выбрасывает плотные струи с очень высокой энергией. Ученые показали, что в таких условиях могут возникать тяжелые ядра.

Сильной стороной работы является возможность ее косвенной экспериментальной проверки. Это станет возможно, когда в Китае начнет работать мощный ускоритель HIAF. Его ввод в эксплуатацию планируется в 2025 году.