Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги
Не так уж плохо, учитывая, что мы обгоняем такие страны, как Болгария, Румыния или Бразилия. Но хуже, чем в среднем, так что точно есть куда стремиться. Кстати, российские водители в последние годы чаще жалуются, что дороги стали хуже, после более чем десятилетия непрерывных улучшений.
Известная поговорка гласит: «В России две беды, дураки и дороги». Между этими двумя вещами есть прямая связь, причем второе – следствие первого, считает Михаил Якимов, доктор технических наук, член общественного совета Ространснадзора: «Основная проблема в системе подготовки специалистов и качестве специалистов дорожной отрасли в широком понимании».
Необъятность родной страны – фактор в минус
Надо быть справедливыми к этим специалистам, задачу они решают непростую. «Россия – самая большая страна в мире с огромными территориями. Дорожное строительство у нас по-прежнему застыло где-то на этапе пионерского освоения территории и до сих пор не обеспечена полностью ее транспортная доступность», – говорит специалист.
Покрыть такую территорию густой сеткой автомобильных дорог практически невозможно, считает он: «Традиционно, в первую очередь из-за огромных территорий, к дорогам у нас относятся по остаточному принципу и возводят значительно позже того, как территория обживается жильем или промышленными объектами».
Природные препятствия
Технологии строительства автомобильных дорог отличаются между странами, в том числе из-за разного климата, говорит он. «Строить дороги в песчаных и каменистых пустынях Африки или Ближнего Востока – одно удовольствие. Чуть хуже строить дороги в Северной Америке. В России же не так много мест, где получаются хорошие дороги, где строить их удобно и легко».
Одна из главных печалей лежит у нас под ногами: «Существенная часть территории России, в частности ее европейской части, находится на среднерусской возвышенности, где большое количество глинистых и суглинистых грунтов, которые являются максимально пучинистыми».
Такой грунт сильно расширяется при замерзании и сжимается при оттаивании, а это влияет и на срок службы дороги и дорожной одежды. В процессе эксплуатации под воздействием механических нагрузок герметичность дорожной одежды нарушается. В поры трещин проникает влага, которая вследствие нескольких циклов перехода через ноль градусов разрушает как верхнюю часть, так и основание.
Пучинистость грунтов вынуждает использовать «мягкую» дорожную одежду и затрудняет применение жесткого железобетонного основания.
Чтобы такая конструкция была долговечной, нужно выбирать качественные материалы. «Привычный нам белый щебень, активно используемый на строительстве дорог, не выдерживает частых циклов перехода через ноль, – объясняет он. – Он пропитывается водой, которая, замерзая, разрушает его».
Шипованные шины и реагенты вредят дорогам
«Дороги в России — самые несчастные дороги в мире, – говорит эксперт, намекая на шипованную резину и антигололедные материалы. – В зимний период в качестве реагентов чаще всего используется смесь с песком, которая, конечно же, негативно влияет на сохранность дорожной одежды и срок ее службы. И одновременно с этим в России разрешены шипованные шины, которые выносят твердыми шипами частички асфальтобетона».
В большинстве стран с холодным климатом более бережно относятся к автомобильным дорогам, это закреплено в законах и нормативах: «В части стран вообще не обрабатывают автомобильные дороги, при этом разрешено использование шипованных шин. В других странах, наоборот, запрещено использование шипованных шин, а автомобильные дороги обрабатывают соответствующими реагентами и практикуют даже подогрев автомобильных дорог».
Дороги можно делать хорошо. Даже в России
Грамотно спроектированная автомобильная дорога, с учетом всех климатических особенностей и результатов геологических изысканий, может существовать очень долго, считает эксперт Ространснадзора.
«Несмотря на все вышеперечисленное, в климатических и геологических условиях Российской Федерации любую автомобильную дорогу можно сделать добросовестно и чтобы она служила долгие годы, – утверждает он. – Например, используя качественные материалы при строительстве. Однако и стоить такая дорога будет дорого».
Ну что же, пусть дорого, лишь бы деньги, которые платят автомобилисты на транспортный налог, действительно пошли на создание дорог. И ухаживали бы за этими дорогами толком, чистили бережно и посыпали правильными реагентами. Как считаете?