Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги

Почему русская поговорка связывает дураков и дороги, правда ли нашей стране не повезло с климатом, и можно ли в российских реалиях строить добротные долговечные дороги?
Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги
Russia Beyond
Содержание статьи
В мировом рейтинге качества дорог Россия занимает 99 место из 149 стран.

Не так уж плохо, учитывая, что мы обгоняем такие страны, как Болгария, Румыния или Бразилия. Но хуже, чем в среднем, так что точно есть куда стремиться. Кстати, российские водители в последние годы чаще жалуются, что дороги стали хуже, после более чем десятилетия непрерывных улучшений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Известная поговорка гласит: «В России две беды, дураки и дороги». Между этими двумя вещами есть прямая связь, причем второе – следствие первого, считает Михаил Якимов, доктор технических наук, член общественного совета Ространснадзора: «Основная проблема в системе подготовки специалистов и качестве специалистов дорожной отрасли в широком понимании».

асфальт заканчивается ярославль
BBC
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Необъятность родной страны – фактор в минус

Надо быть справедливыми к этим специалистам, задачу они решают непростую. «Россия – самая большая страна в мире с огромными территориями. Дорожное строительство у нас по-прежнему застыло где-то на этапе пионерского освоения территории и до сих пор не обеспечена полностью ее транспортная доступность», – говорит специалист.

Покрыть такую территорию густой сеткой автомобильных дорог практически невозможно, считает он: «Традиционно, в первую очередь из-за огромных территорий, к дорогам у нас относятся по остаточному принципу и возводят значительно позже того, как территория обживается жильем или промышленными объектами».

грунтовая дорога в россии
Transparent Language Blog
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Природные препятствия

Технологии строительства автомобильных дорог отличаются между странами, в том числе из-за разного климата, говорит он. «Строить дороги в песчаных и каменистых пустынях Африки или Ближнего Востока – одно удовольствие. Чуть хуже строить дороги в Северной Америке. В России же не так много мест, где получаются хорошие дороги, где строить их удобно и легко».

Одна из главных печалей лежит у нас под ногами: «Существенная часть территории России, в частности ее европейской части, находится на среднерусской возвышенности, где большое количество глинистых и суглинистых грунтов, которые являются максимально пучинистыми».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такой грунт сильно расширяется при замерзании и сжимается при оттаивании, а это влияет и на срок службы дороги и дорожной одежды. В процессе эксплуатации под воздействием механических нагрузок герметичность дорожной одежды нарушается. В поры трещин проникает влага, которая вследствие нескольких циклов перехода через ноль градусов разрушает как верхнюю часть, так и основание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пучинистость грунтов вынуждает использовать «мягкую» дорожную одежду и затрудняет применение жесткого железобетонного основания.

«Основная проблема в системе подготовки специалистов и качестве специалистов дорожной отрасли в широком понимании».
Михаил Якимов
Михаил Якимов д.т.н., директор Института транспортного планирования РАТ, член общественного совета Ространснадзора

Чтобы такая конструкция была долговечной, нужно выбирать качественные материалы. «Привычный нам белый щебень, активно используемый на строительстве дорог, не выдерживает частых циклов перехода через ноль, – объясняет он. – Он пропитывается водой, которая, замерзая, разрушает его».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
белый щебень
Строим Сад
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шипованные шины и реагенты вредят дорогам

«Дороги в России — самые несчастные дороги в мире, – говорит эксперт, намекая на шипованную резину и антигололедные материалы. – В зимний период в качестве реагентов чаще всего используется смесь с песком, которая, конечно же, негативно влияет на сохранность дорожной одежды и срок ее службы. И одновременно с этим в России разрешены шипованные шины, которые выносят твердыми шипами частички асфальтобетона».

В большинстве стран с холодным климатом более бережно относятся к автомобильным дорогам, это закреплено в законах и нормативах: «В части стран вообще не обрабатывают автомобильные дороги, при этом разрешено использование шипованных шин. В других странах, наоборот, запрещено использование шипованных шин, а автомобильные дороги обрабатывают соответствующими реагентами и практикуют даже подогрев автомобильных дорог».

шипованная шина на снегу
Priority Tire
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дороги можно делать хорошо. Даже в России

Грамотно спроектированная автомобильная дорога, с учетом всех климатических особенностей и результатов геологических изысканий, может существовать очень долго, считает эксперт Ространснадзора.

«Несмотря на все вышеперечисленное, в климатических и геологических условиях Российской Федерации любую автомобильную дорогу можно сделать добросовестно и чтобы она служила долгие годы, – утверждает он. – Например, используя качественные материалы при строительстве. Однако и стоить такая дорога будет дорого».

дорога укладка асфальта
Primpress

Ну что же, пусть дорого, лишь бы деньги, которые платят автомобилисты на транспортный налог, действительно пошли на создание дорог. И ухаживали бы за этими дорогами толком, чистили бережно и посыпали правильными реагентами. Как считаете?