Эксперт Молодовский назвал 10 проблем китайской зимней резины
Даже на Дальнем Востоке, где водители к китайской резине наиболее лояльны, лишь 24,2% людей хотя бы готовы рассмотреть покупку продукции из КНР. Почти столько же – на Северном Кавказе. А в центре России и на Урале менее 10% водителей будут рассматривать продукты из Китая.
У водителей есть объективные причины отказываться от шин из Китая
Конечно, недоверие отчасти определяется банальным отношением большинства россиян ко всему китайскому, объяснил нам Андрей Молодовский, эксперт и ведущий специалист по связям с общественностью сети шинных центров «Колеса Даром». Сарафанное радио работает против шинных компаний из КНР, а сами производители дают очень скудную информацию. Потребителю же достаточно услышать, что это Китай – не вдаваясь в название марок, которые и произносить, и запомнить трудно, – и все.
Но у них есть и много объективных недостатков. На рынке сейчас огромное количество китайских брендов, многие из которых со временем исчезают, а вместо них появляются другие. Поэтому ситуация с китайскими шинами напоминает картину с китайскими автомобилями: люди берут, но с большой неуверенностью – неизвестно, как себя покажет тот или иной новый бренд. Для этого нужно время, а советовать друзьям можно то, что прошло проверку временем.
«Посетители наших магазинов подтверждают такие рассуждения, аргументируя отказ от покупки китайских шин тем, что у них больше отрицательных отзывов в интернете, или кто-то из близких остался недоволен, или шины – "кривые", или на второй-третий сезон становятся дубовыми», – рассказывает он.
5 главных недостатков китайских шин
«На текущий момент можно констатировать, что не все, но достаточное количество китайских шин часто, как говорится, "кривые", – говорит специалист. – Особенно (это верно) в отношении брендов, которые мало известны. Пользователи жалуются на биение: или динамическое – когда резина плохо балансируется, – или механическое, когда протектор в каких-то местах кривой. Зачастую эти параметры находятся на предельных значениях по допускам завода-изготовителя, поэтому и проходят сертификацию для российского рынка».
«Кроме этого, в шинной продукции из Китая много производственного брака, у большинства брендов отсутствуют современные разработки, они слабо поддерживают продукцию информацией и не дают расширенную гарантию на случайные повреждения. Многие российские дилеры самостоятельно практикуют предоставление расширенной гарантии на отдельные китайские бренды, если их качество позволяет такую гарантию обеспечить».
Журналистские тесты: продукция из КНР соответствует лишь бюджетному классу
Наконец, китайские шины пока получают слабые оценки в тестах автомобильных изданий. «Китайские шины только недавно стали включать в свои тестовые испытания известные автомобильные издания, причем небольшого ассортимента брендов. Очень немногим моделям удается в них показывать результаты, достойные хотя бы продукции среднего сегмента (В). А в основном шины подтверждают характеристики бюджетного класса».
Зимние испытания – слабое место шинных концернов Китая
Что касается именно зимних шин, в Китае зимние, особенно шипованные, шины практически не востребованы. «Спрос на них рождает российский потребитель, страны Скандинавии, США и Канада», – говорит эксперт.
«По словам представителей Triangle, например, тестирование своей продукции они проводят как на китайских, так и на иностранных полигонах. Зимние шины проходят испытания на севере Китая и в Финляндии».
«Linglong в 2020 году запустил скоростной трек на своем испытательном полигоне в местечке Чжаоюань (провинция Шаньдун), где может проводить уникальные испытания, условия которых (по словам производителя) нельзя повторить нигде в мире. Также хорошо известен испытательный полигон компании Maxxis в китайском Куньшане».
«Многие шинники КНР тестируют свою продукцию в Гуанчжоу, крупном промышленном центре страны, где расположены тысячи предприятий, в т.ч. автомобильные и шинные производители. Город известен также своей ежегодной международной выставкой автошин и автозапчастей».
«Однако все эти полигоны находятся в субтропическом, теплом и влажном климате, где испытывается в основном летняя резина. Для тестирования зимних разработок китайским шинным концернам приходится арендовать финские полигоны. Такое практикуют лишь известные бренды КНР, имеющие определенную репутацию в мире».
Почему резине из Китая чаще доверяют на Дальнем Востоке и Кавказе
«Первое, что может прийти в голову, это то, что водителям из ДФО ближе китайский рынок шин, поэтому и доверия уже побольше, – размышляет специалист. – Автовладельцы СКФО, где уровень зарплат невысок, а автопарк на душу населения один из самых небольших по стране, менее 200 машин на 1000 человек, возможно, не сильно против китайских шин из-за их доступной цены. В то время как шинная индустрия России, в основном, расположена в центральной ее части, и здесь приверженцев китайской продукции уже поменьше».
Впрочем, сама статистика «Автостата», по его мнению, не совсем объективна: «Во-первых, три тысячи автовладельцев-респондентов со всей страны – это все-таки мало, (чтобы увидеть точную картину). Во-вторых, какой процент из них проживают в том или ином регионе или федеральном округе? На каких автомобилях они ездят, и самое главное, какой размерностью шин пользуются опрошенные? Это тоже сильно влияет на выбор в пользу или против китайских шин».
Тут надо помнить, что самая ожесточенная конкуренция по шинам идет в самых распространенных типоразмерах от 14 до 17 дюймов. В ней участвуют и китайские, и российские, и западные производители. Здесь у автомобилистов есть огромный выбор, который можно сделать в пользу более качественной продукции известных брендов, пусть даже чуть подороже.
Но вот импортные шины премиум-класса А, да и среднего сегмента В, но уже в бóльших диаметрах – от 19 дюймов и выше – для многих автовладельцев в последние годы стали неподъемными по цене: «Этим китайские производители и пользуются. У российских брендов все еще слабый ассортимент в больших диаметрах. Поэтому многие владельцы не только китайских кроссоверов, но и крупных внедорожников и премиальных автомобилей других иномарок находят в китайской продукции достаточно подходящую и недорогую альтернативу, хотя и понимают все минусы этой резины».
Сколько таких автовладельцев было опрошено в каждом Федеральном округе – неизвестно.
Шины из каких стран лучше купить
Конечно, очень хотелось бы назвать премиальные бренды (Continental, Michelin, Goodyear, Pirelli, Bridgestone, Nokian), как шины с лучшим сочетанием «цена-качество-безопасность», но в плане стоимости они все-таки не имеют оптимального соотношения, и не только у нас в стране, – говорит специалист. Все же продукция этих марок с соответствующей ценой изначально предназначалась для владельцев дорогих, премиальных автомобилей.
И именно поэтому эти производители шин создавали и включали в линейку своих дочерних брендов другие марки (среднего или бюджетного сегмента), которые были бы оптимальны для владельцев автомобилей попроще.
Среднеценовые бренды дают лучший баланс качеств
«Именно шинные бренды среднеценового сегмента В больше остальных отвечают хорошему сочетанию качества, цены и безопасности, – говорит он. – Рекомендовать из них можно многие марки, начиная от суббрендов премиальных производителей (Dunlop, BF Goodrich, Gislaved, Formula, Nordman и др.), заканчивая корейскими Hankook и Kumho или японскими Yokohama и Toyo».
«Сюда же можно добавить единичные бренды из Китая/Тайваня: Nankang, Maxxis, Evergreen и Triangle».
Кроме того, после ухода финской Nokian Tyres из России и перехода ее крупнейшего завода российской компании Ikon Tyres, отечественный производитель сегодня сохраняет качество производимой продукции и пытается «нащупать» оптимальную стоимость на нее для россиян. Поэтому кроме доступных шин Ikon Nordman можно порекомендовать и продукцию Ikon Autograph премиального сегмента, но уже немного адаптированного по стоимости к российским реалиям.
Бюджетные шины: Россия или Китай
Что касается бюджетных шин российских брендов Cordiant и Viatti или китайских Linglong, Sailun, Autogreen, Kapsen, Atlander и иже с ними, то здесь всегда нужно помнить, что их стоимость соответствует качеству продукции – и наоборот, считает специалист: «Они легко обеспечат необходимый уровень безопасности, но назвать их оптимальными по всем трем параметрам – трудно. Рекомендовать шины этих брендов можно – для экономных водителей, придерживающихся нескоростной езды, в городском режиме эксплуатации».
Ориентируйтесь не на страну-производителя, а на уровень сервиса
«Говоря откровенно, понятие "соотношение качество/цена/безопасность" тяжело просчитать, причем вне зависимости от бренда или производителя, – считает он. – Для среднестатистического водителя различия в этих показателях неощутимы».
«Поэтому, на мой взгляд, в нынешних обстоятельствах стоит обращать больше внимания на сервис продавца, лояльность шинного производителя и дополнительные "плюшки" в виде наличия расширенной гарантии на шины, бесплатного шиномонтажа на определенные бренды и других поощрительных программ производителя или продавца».