Травоядные динозавры постоянно стачивали и заменяли зубы, чтобы справиться с доисторическими растениями

Когда-то на Земле жили динозавры-орнитоподы – гиганты-вегетарианцы, чья любовь к растениям была буквально отражалась на их зубах. Эти динозавры, известные своим мощным челюстным аппаратом, отличались уникальной морфологией зубов, которая позволяла им эффективно справляться с обильной доисторической растительностью. Однако до недавнего времени ученые не задумывались о том, как именно их питание влияло на скорость износа и замены зубов.
Attila Ősi
По мере эволюции орнитоподов, с Юрского периода до конца Мелового, их зубы начали изнашиваться все быстрее и быстрее

Поедание растительности, раскинувшейся по всей планете, требует значительных усилий и, что немаловажно, большого запаса зубов, которые могли бы заменяться по мере износа. У динозавров, таких как эдмонтозавр (Edmontosaurus regalis), была уникальная система – так называемая «батарея», которая включала множество зубов на разных стадиях износа и роста.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, ученые из Будапештского университета обнаружили, что с течением времени количество зубов и скорость их замены значительно изменились. По словам исследователей, в некоторых группах орнитоподов скорость замены зубов снизилась с 200 дней до всего 50 дней к концу Мелового периода.

Это значит, что динозавры «пережевывали» сотни тысяч зубов за свою жизнь.

Изменение рациона – ускорение замены зубов

«Батарея зубов»
Xing et al., PLoS ONE 2017

Ученые считают, что ускорение замены зубов связано с изменение в рационе орнитоподов. На ранних этапах эволюции эти динозавры, возможно, питались фруктами и мягкими растениями, которые были богаты питательными веществами. Им не требовалось съедать большие объемы, чтобы насытиться.

Однако в более поздние периоды рацион орнитоподов стал состоять в основном из грубых, бедных питательными веществами растений, которые требовали длительного пережевывания. Поэтому для выживания динозаврам требовалось множество сменных зубов, без которых они просто не смогли бы справиться с таким объемом пищи.

Смена диеты не только повлияла на зубы, но и привела к увеличению размеров тела и удлинению пищеварительного тракта у этих динозавров. Со временем они стали похожи на современных жвачных животных, таких как коровы и овцы.

Зуб динозавра, исцарапанный растительной пищей
Attila Ősi

Исследование показывает, что эволюция не только формировала внешний вид динозавров, но и адаптировала их внутренние системы, такие как зубы, к меняющимся условиям окружающей среды.