Психологи выяснили, почему детям так трудно сконцентрироваться на одной задаче

​​​​​​​«Хватит шуметь», — эта фраза есть в лексиконе любого учителя, воспитателя и многодетного родителя. Все потому, что дети порой могут вести себя чересчур активно, отвлекаться на все вокруг и с криками выполнять несколько действий сразу, причем не очень качественно. Многие объясняют это тем, что у них еще недостаточно развились когнитивные навыки и они не научились отличать важное от второстепенного. Однако американские психологи смогли определить истинную причину: отсутствие концентрации является одной из стадий формирования рабочей памяти.
Психологи выяснили, почему детям так трудно сконцентрироваться на одной задаче
Freepik
Понимание причины такого поведения может помочь найти новые подходы к обучению детей.

Рассеянность внимания и невозможность долго сидеть на одном месте — это не проблема воспитания и даже не особенность характера конкретного ребенка, как принято считать. По результатам недавнего исследования, проведенного учеными из Университета штата Огайо, оказалось, что такое поведение характерно определенному этапу развития детского организма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этапы исследования

Для участия в эксперименте специалисты привлекли взрослых и их детей в возрасте от 4 до 6 лет — в общей сложности участниками стал 201 человек. Для начала их подготовили к заданию: показали два изображения птицеподобных существ, обозначенных именами Хиби или Гора. У них присутствовали рога определенной формы, голова, клюв, туловище, крылья, лапы и хвост. При этом они были крайне похожи друг на друга: отличить Хиби от Горы по внешнему виду шести из семи частей тела можно было с вероятностью 66%. Сильно отличались лишь их хвосты.

Затем каждому добровольцу по очереди стали показывать изображения существ на компьютере, при этом оно было полностью покрыто черными квадратами, «обнаженной» осталась лишь одна часть тела. Если участники затруднялись идентифицировать существо, они могли нажать на кнопку и убрать еще один квадрат — и так до тех пор, пока не будет дан точный ответ. За наиболее быстрое прохождение теста им было положено символическое вознаграждение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Учитель с детьми
Unsplash

Как и ожидалось, для взрослых задача оказалась крайне легкой. Они быстро определили, что отличить неизвестных животных можно по хвосту, поэтому всегда обнажали именно его и правильно определяли существо.

Однако дети вели себя совершенно иначе: они раскрывали и другие части тела, даже если первоначально им был открыт только хвост. Им хотелось открыть изображение полностью.

«Детей ничто не отвлекало — вокруг ничего не происходило. Иногда они поступали как взрослые и в первую очередь раскрывали хвосты, но свой выбор не делали, пока не обнаужили все части тела»
Владимир Слуцкий Соавтор исследования, профессор психологии Университета штата Огайо

Авторы исследования допустили, что маленьким участникам просто хотелось побольше нажимать на кнопку, поэтому решили переработать условия эксперимента. Ученые добавили дополнительную кнопку, которая открывала всю картинку разом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По итогу дети стали выбирать в основном ее — это подтвердило тот факт, что маленькие участники нажимали на кнопку для просмотра полноценной картинки не ради развлечения.

Ребенок за компьюетром
Unsplash

Как объяснили эксперты, дети могут быть беспокоиться о том, что неправильно запомнили изображение двух существ. Их рабочая память все еще находится в стадии формирования, то есть они не могут долго удерживать в памяти информацию, необходимую для выполнения задачи — по крайней мере, не так долго, как взрослые.