Неандертальцы были умелыми охотниками, но встречу с людьми они не пережили

Неандертальцы были умелыми охотниками, но встречу с людьми они не пережили
Археолог Австралийского национального университета доктор София Сампер Карро говорит, что данные, найденные в Абрик Писарро, опровергают широко распространенное мнение о том, что неандертальцы охотились только на крупных животных. Sofia Samper Carro
В это время неандертальцы процветали. Они были умелыми охотниками, отлично приспособленными к суровым условиям. Они мастерски делали разнообразные каменные инструменты. А потом пришли люди.

В предгорьях Южных Пиренеев в Испании ученые Австралийского национального университета ведут раскопки стоянок неандертальцев, относящихся к периоду от 100 000 до 65 000 лет назад. Особое внимание ученые обратили на то, что неандертальцы умело охотились на мелких животных. Это требовало мастерства и изобретательности, но делало их существование более устойчивым и независимым от удачной «большой охоты». Исследование опубликовано в журнале Journal of Archaeological Science.

Археологический сайт Абрик Писарро — одно из немногих мест обитания неандертальцев, датируемых периодом от 100 000 до 65 000 лет назад. Здесь исследователи за десятилетия раскопок собрали сотни тысяч артефактов, включая каменные орудия, кости животных и другие свидетельства. Это позволило детально описать образ жизни неандертальцев в то время.

Карта Пиренейского полуострова с указанием неандертальских стоянок. 1) — Абрик Писарро помечен желтым кружком.

Результаты показывают, что неандертальцы хорошо адаптировались к среде обитания. Согласно выводам ученых, они совсем не похожи на медлительных пещерных людей. Ведущий автор работы доктор София Сампер Карро, говорит, что неандертальцы знали оптимальные способы использования области обитания и были хорошо приспособлены к суровым климатическим условиям.

«Наши результаты в Абрик Писарро показывают, насколько адаптивными были неандертальцы. Обнаруженные нами кости животных указывают на то, что они успешно эксплуатировали окружающую фауну. Они не только охотились на крупных животных — оленей, лошадей и бизонов, они ловили пресноводных черепах и кроликов. Это говорит об устойчивости их существования и предполагает определенную степень планирования, редко отмечавшуюся у неандертальцев», — сказала София Сампер Карро.

Умелые охотники

По словам исследователей, эти новые данные противоречат широко распространенным убеждениям, что неандертальцы охотились только на крупных животных, таких как лошади и носороги.

«Благодаря найденным нами костям, на которых видны следы порезов, у нас есть прямое доказательство того, что неандертальцы были способны охотиться на мелких животных», — сказала доктор София Сампер Карро. — «Кости в этом раскопе сохранились очень хорошо, и мы можем видеть следы того, как неандертальцы обрабатывали и разделывали этих животных».

Для охоты на крупных и мелких животных нужны разные орудия и навыки. Анализ каменных артефактов показал изменчивость в типе инструментов. Это говорит о том, что неандертальцы гибко использовали ресурсы в этого района.

Орудия, найденные на месте раскопок. 1-3: Простые острия; 4: Боковой скребок с резкой ретушью; 5-6: Поперечные боковые скребки.

Почему они вымерли

Как и все исследователи неандертальцев археологи не могут обойти самый главный вопрос: что привело неандертальцев к вымиранию? По словам исследователей, обнаружение таких мест, как Абрик Писарро, показывает, что пока в этом районе еще не было современных людей, неандертальцы процветали.

«Неандертальцы исчезли около 40 000 лет назад. Мы, современные люди появляемся в этом регионе Пиренеев, и неандертальцы исчезают. Но до этого они жили в Европе почти 300 000 лет», — говорит София Сампер Карро. Ответа археологи не дают. Но вывод, что именно люди стали решающим фактором исчезновения неандертальцев, становится почти неизбежным.