Из человеческих нейронов удалось собрать «живой компьютер»

Швейцарская компания FinalSpark разработала процессор на живых человеческих нейронах. Доступ к платформе открыт для исследователей, его можно арендовать и экспериментировать удаленно, разрабатывая различные варианты использования «живого компьютера». К работе уже подключились 34 университета.
Из человеческих нейронов удалось собрать «живой компьютер»
Часть органоида мозга, созданного с использованием стволовых клеток человека (фиолетовые). Steve Gschmeissner/Science Photo Library
Наш мозг невероятно энергоэффективен по сравнению с любыми искусственными вычислительными системами. Все компьютерные системы сегодня зависят от кремниевого оборудования, которое было основой вычислений еще 1950-е годы. Но что, если бы компьютеры можно было формировать из живой биологической материи? Возможно, удалось бы решить проблему энергоэффективности вычислений.

Некоторые исследователи в академических кругах и коммерческом секторе, опасаясь стремительно растущих потребностей ИИ в хранении данных и энергии, сосредоточились на развивающейся области, известной как биокомпьютинг.

Этот подход использует синтетическую биологию, такую как миниатюрные кластеры выращенных в лаборатории клеток, так называемых органоидов, для создания компьютерной архитектуры. Один лидеров биокомпьютинга — швейцарская компания FinalSpark, которая в начале этого года запустила проект Neuroplatform — компьютерную платформу, работающую на органоидах человеческого мозга. Платформы открыта исследователей, и ученые могут ее арендовать через Интернет за 500 долларов в месяц.

Соучредитель FinalSpark Фред Джордан говорит: «Наша главная цель — искусственный интеллект, потребляющий в 100 000 раз меньше энергии», чем требуется в настоящее время для обучения современного генеративного ИИ.

Как работает «живой компьютер»

Четыре кластера живых нейронов подключены к электродам на чипе Neuroplatform компании FinalSpark.
FinalSpark

Neuroplatform использует несколько процессорных блоков, в каждом из которых размещено четыре сферических мозговых органоида. Каждый органоид диаметром 0,5 миллиметра подключен к восьми электродам, которые стимулируют нейроны внутри живой сферы. Эти же электроды также связывают органоиды с обычными компьютерными сетями.

Нейроны выборочно подвергаются воздействию нейромедиатора дофамина, чтобы имитировать естественную систему вознаграждения человеческого мозга. Положительное дофаминовое вознаграждение и электрическая стимуляция — тренируют нейроны органоидов, побуждая их формировать новые пути и связи во многом так же, как в живом человеческом мозге. Если это обучение будет усовершенствовано, то в конечном итоге органоиды смогут имитировать «живой» искусственный интеллект, который не использует кремниевые чипы.

Органоид человеческого мозга, на котором цветом выделены различные типы клеток: ядра (пурпурный), клетки-предшественники (желтый), новорожденные нейроны (синий).
MPI für Psychiatrie/ Anthi C. Krontira https://www.cell.com/neuron/fulltext/S0896-6273(24)00089-8

Исследовательские группы из 34 университетов запросили разрешение использовать биокомпьютеры FinalSpark. Проект каждого из них сосредоточен на разных аспектах биовычислений. Например, группа из Мичиганского университета изучает электрические и химические подсказки, необходимые для изменения активности органоидов, — ученые создают своего рода специфичный для органоидов компьютерного языка. Ученые из Университета Ланкастера в Лейпциге в Германии пытаются вписать органоиды в различные модели обучения ИИ.

Остаются нерешенными вопросы о способности органоидных вычислений конкурировать с кремниевыми в больших масштабах. Живой мозг умирает: органоиды FinalSpark живут в среднем около 100 дней (и это значительный прогресс по сравнению с первоначальным сроком жизни эксперимента, который составлял всего несколько часов). Но Джордан отмечает, что Neuroplatform «оптимизировала» свой внутренний процесс изготовления органоидов, и в настоящее время на ее предприятии их находится от 2000 до 3000.

Джордан хорошо осведомлен о сомнениях, связанных с использованием культивированных человеческих нейронов в немедицинских целях. Главный вопрос: не могут ли такие органоиды однажды обрести сознание? Хотя на сегодня никаких указаний на такого рода процессы нет, Джордан говорит, что в настоящее время он ищет философов и исследователей с «культурным бэкграундом, чтобы помочь нам ответить на эти этические вопросы».