Спасти любимый фрукт: ученые, возможно, нашли способ предотвратить «банановый апокалипсис»

Банан Кавендиш – доминирующий культивируемый сорт – находится под угрозой исчезновения из-за опасного заболевания. Однако недавнее исследование внушает надежду на то, что людям удастся спасти любимый фрукт.
Самый популярный сорт бананов находится под угрозой исчезновения из-за почвенного грибка. Теперь ученые нашли способ бороться с заболеванием

Бананы сорта Кавендиш, которые в настоящее время чаще всего встречаются на прилавках магазинов, оказались под угрозой исчезновения из-за фузариозного увядания (панамская болезнь).

Это заболевание уже уничтожило множество других сортов бананов – в том числе и большинство бананов Гро-Мишель, которые были доминирующим сортом до 1950-х годов. Тогда исчезновение было вызвано грибковым патогеном Fusarium oxysporum race 1 (R1), нынешнее – Fusarium Tropical race 4 (TR4).

Однако теперь исследователи выяснили, что штамм, угрожающий Кавендиш, не является эволюционным потомком того, который вызвал крах производства в середине прошлого века. Это значит, что есть способ контролировать его распространение.

Спасая бананы

Бананы

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Microbiology, ученые из Массачусетского университета сравнили 36 штаммов Fusarium со всего мира и обнаружили, что нынешний штамм TR4 использует гены, которые производят оксид азота для атаки на растения-хозяева.

Исследователи пока точно не знают, как именно эти гены способствуют заражению бананов. Но они заметили, что уменьшение уровня оксида азота ослабляет вирулентность болезни.

Это знание дает ученым множество вариантов для изучения того, как можно смягчить или контролировать распространение TR4.

Бананы

Несмотря на обнадеживающие результаты исследования, авторы подчеркивают, что основной проблемой для бананов остается практика монокультур – когда на полях выращивается только один и тот же сорт год за годом. Именно отсутствие разнообразия делает эти растения легкой мишенью для патогенов.

По словам исследователей, необходимо избежать зависимости от одной-единственной культуры. Для этого они предлагают людям обратить внимание на другие сорта бананов, которые есть на прилавках магазинов. Возможно, это не только расширит вкусовые горизонты потребителей, но и поможет поддержать разнообразие, столь необходимое для спасения банановой индустрии.