Меньше миллиона лет назад в Гренландии цвели маки и росли ивы

Ученые Университета Вермонта проанализировали ледяные керны Гренландии и показали, что в центре ледникового щита была цветущую экосистема, где цвели арктические маки. Их окаменевшие семена прекрасно сохранились.
Меньше миллиона лет назад в Гренландии цвели маки и росли ивы
Арктический мак. Unsplash
Сегодня почти 98% Гренландии покрыто льдом, но исследования показывают, что менее миллиона лет назад она была практически свободна ото льда.

За последние годы представление о том, была ли Гренландия постоянно покрыта льдом с начала эпохи плейстоцена, то есть примерно 2,7 миллиона лет назад, изменилось. В исследовании, опубликованном в журнале PNAS, «предоставляет первое прямое доказательство того, что центр — а не только края — ледяного покрова Гренландии растаял в недавнем геологическом прошлом», сообщают ученые Университета Вермонта.

«Наши новые данные являются самым убедительным подтверждением того, что лед в центре острова исчез и был заменен экосистемой тундры», — сказал ведущий автор исследования Пол Бирман.

Чтобы сделать открытие, исследовательская группа повторно изучила образец ледяного керна, извлеченного в 1993 году. Ученые обнаружили множество окаменелостей, включая иву, грибы и части тел насекомых. Но самой впечатляющей находкой стали безупречно сохранившееся семена арктического мака.

Семена из в мерзлой почве, извлеченной из-под трехкилометрового слоя льда (справа), принадлежат арктическому маку (слева).
Arterra/Universal Images Group via Getty Images (слева), Halley Mastro/University of Vermont (справа)

Одним из ключевых доказательств стал образец каменного мха (Selaginella rupestris), который сегодня выживает только на песчаных и каменистых местах. «Им нужны все те вещи, которые нужны всем растениям для роста, и они не могут получить их на поверхности ледяного покрова», — говорит соавтор исследования Хэлли Мастро.

Современный скальный мох (слева) и мегаспоры скального мха (справа) из образца почвы GISP2.
J.F. Clovis/Courtesy of Smithsonian Institution (слева), University of Vermont (справа)

Старые керны — новые открытия

Исследование керна, проведенное в 2016 году, показало, что нынешнему ледяному покрову Гренландии максимум 1,1 миллиона лет. Ученые подсчитали, что потеря льда на участке, называемом GISP2, будет означать, что 90% Гренландии в то время было бы свободно ото льда.

Другой керн, извлеченный на северо-западного побережья Гренландии в 1966 году, был проанализирован Бирманом и международной группой в 2019 году. Они обнаружили несколько окаменелостей, включая семена, веточки и части тел насекомых, что говорит о том, что эта часть Гренландии была свободна ото льда в течение последних 500 000 лет.

Теперь новое исследование показывает, что центр Гренландии также был свободен ото льда в какой-то момент за последний миллион лет. Ландшафт, который сейчас покрыт слоем льда толщиной 3,2 километра, вмещал целую экосистему тундры с цветами и, возможно, даже небольшими деревьями.

Керн 1993 года, повторно исследованный Бирманом и Мастро, хранился в Национальном научном фонде ледяных кернов в Колорадо более 30 лет и был практически проигнорирован, теперь ученые к нему вернулись и совершили настоящее открытие.

Таяния ледяного щита Гренландии

Застывшие останки растений позволяют предположить, что центр Гренландии, вероятно, когда-то выглядел как эта сухая каменистая тундра, сфотографированная на северо-западе Гренландии.
University of Vermont

То, что Гренландия когда-то была свободна ото льда, имеет большое значение для нашего времени. Освобождение ото льда Гренландии произошло при более низком уровне углекислого газа в атмосфере, чем сегодня, поэтому есть вероятность, что Гренландия снова освободится ото льда, что резко повысит уровень моря.

«Потребуются десятилетия, если не столетия, чтобы ледяной щит растаял, но большая часть повышения уровня моря происходит именно из-за таяния Гренландии», — сказал Бирман. «Природа убрала этот ледяной покров в прошлом, и он вернулся, может быть, он вернется снова», — предположил ученый.