Китай строит поезд-снаряд, летящий в вакууме со скоростью 1000 км/ч
Китайская корпорация аэрокосмической науки и промышленности ведет работу над проектом T-Flight. Его цель — создание поезда на магнитной подушке, который в вакуумной трубе способен развить скорость 1000 км/ч. Во время первых испытаний на отрезке 2 км без вакуума была достигнута скорость 623 км/ч. Как сообщает агентство Синьхуа, новые тесты показали, что запланированная первоначально скорость может быть достигнута, но сроки реализации проекта не называются.
Китайской корпорация аэрокосмической науки и промышленности (CASIC) — крупнейший в Китае производитель стратегических и тактических ракет — сообщила об успешном испытании UHS-магнитной подвески (UHS — ультра-высоко-скоростная) в условиях низкого вакуума в тестовом туннеле длиной 2 км, в котором уже проходили испытания без вакуума. Как сообщает Синьхуа, «испытание показало, что максимальная скорость и высота подвески транспортного средства соответствуют заданным значениям».
Идея высокоскоростного транспорта в вакуумной трубе в значительной степени угасла на Западе, но она по-прежнему остается невероятно привлекательной. При отсутствии или почти полном отсутствии атмосферы аэродинамика и сопротивление воздуха становятся практически несущественными. Не говоря уже о трении, сопротивлении и тепле, поскольку поезд фактически парит в воздухе, не касаясь ничего, приводимый в движение и левитирующий за счет магнитного отталкивания.
Конечно, поезда на магнитной подвеске существуют. Японский поезд Maglev серии L0, построенный в 2012 году, удерживает рекорд как самый быстрый поезд в мире, развивая скорость 602 км/ч. А в Китае уже есть второй по скорости поезд, построенный несколько лет назад в 2021 году, который в настоящее время развивает скорость всего на 1,6 км/ч медленнее, чем японский поезд.
Преимущество T-Flight в том, что он находится в низковакуумной трубе, где атмосфера будет мало влиять на скорость или устойчивость поезда. Нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет 1 бар, тогда как «низкий вакуум» может составлять от 0,07 до 0,9 бар. Точные цифры, использованные в тесте T-Flight не сообщаются, но обоснованное предположение говорит о том, что это ближе к нижнему пределу шкалы, оценивает New Atlas.
Цель системы поездов на магнитной подвеске T-Flight — соединить мегаполисы Китая сверхскоростной железной дорогой, способной доставлять пассажиров из таких городов, как Пекин в Шанхай всего за полтора часа. Сегодня 1100-километровая поездка, которая занимает 4,5–6,5 часов по существующей высокоскоростной железной дороге. Даже перелеты занимают чуть более двух часов. Самые быстрые традиционные поезда идут 12 и более часов.
Сверхзвуковой поезд-снаряд
CASIC планирует запустить T-Flight на скорости 1000 км/ч на втором этапе испытаний. Для этого потребуется удлинить вакуумную трассу как минимум до 60 км.
Согласно видео CASIC шестилетней давности, может быть также третья фаза, нацеленная на скорость 4000 км/ч.
T-Flight в первом тесте уже проехал быстрее, чем самый быстрый в мире поезд на магнитной подвеске без среды с низким вакуумом. В среде с низким вакуумом с пространством для разгона, он, несомненно, будет ехать намного быстрее.
В Китае, безусловно, есть достаточно большое население и потребность сделать передовые проекты общественного транспорта экономически жизнеспособными. Но еще предстоит выяснить, есть ли у страны желание и средства, чтобы довести проект сверхдальней вакуумной трубы до реализации. Как показывает неудачный опыт Hyperloop — это не просто.
Остаются вопросы безопасности: что произойдет, если труба разгерметизируется, а при огромной длине тоннеля вполне вероятно? Можно ли действительно запустить пассажиров по трубе с низким вакуумом на этих скоростных поездах и гарантировать, , что все они останутся живы и здоровы?
CASIC не сообщает сколько она уже потратила на разработку T-Flight на данный момент и сколько будет стоить завершение проекта. Но Китае полутора миллиарда жителей и сотни миллионов потенциальных пассажиров. У Китайской государственной компании годовой доход — более 30 миллиардов долларов. Так что проект вполне может быть доведен до конца.