Моменты внезапных прозрений позволят «заглянуть» в сознание
Профессор Экрем Дере из Рурского университета в Бохуме, Германия, предложил новый подход. Ученый сосредоточился на внезапных «скачках» понимания, происходящих при процессе работы сознания. Работа опубликована в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience.
«Обучение не является постепенным процессом. Оно происходит скачками. Можно сказать, что люди и животные время от времени испытывают внезапные прозрения», — говорит Экрем Дере. — «Вероятно, этим переживаниям предшествуют сознательные процессы».
Уровни сознания
Сознание — это не процесс, который подчиняется принципу «все или ничего». «Существуют разные уровни сознания, например, в зависимости от того, спим мы или пишем электронное письмо», — говорит Экрем Дере. — «На верхнем уровне этой лестницы, мы находим сознательную когнитивную обработку информации, которая необходима для решения сложной проблемы».
«Сознательной когнитивной обработкой информации» ученый называет своего рода разрыв в процессе непрерывного обучения. Такая обработка основана на своего рода внезапном инсайте. Наблюдать такой инсайт трудно, но его можно увидеть по резко возросшей эффективности обучения. А потом проанализировать состояние мозга в этот момент. Оно, вероятно, и будет отражать состояние выраженного сознания.
Чтобы изучить нейробиологические корреляты этих процессов с использованием научных методов, необходимо предоставить экспериментальную задачу, которую можно решить только с помощью такого рода инсайта.
«За долгую историю когнитивно-поведенческой психологии было разработано очень много таких задач», — говорит Дере.
Момент «Эврика!»
Исследователь предлагает использовать кривые обучения, чтобы ограничить временные фазы сознательной обработки информации. На этих кривых производительность в определенной задаче отображается с течением времени.
«Производительность обучения обычно не улучшается непрерывно, а скорее растет скачками», — объясняет Дере. Это так называемое прерывистое обучение может служить временной меткой.
«Сознательная когнитивная обработка информации должна происходить в этот момент и, предположительно, также в секунды, предшествующие этому моменту», — говорит психолог.
«Вооружившись этими знаниями, мы можем использовать методы визуализации или электрофизиологические методы для наблюдения за мозгом во время сознательной когнитивной обработки информации, сравнивая периоды времени непосредственно перед внезапным увеличением знания с более ранними или более поздними моментами времени во время решения задачи».
Подход, предложенный Экремом Дере, может помочь исследователям выяснить, какие механизмы мозг использовал в момент инсайта, который психолог и считает высшим уровнем сознания.