Ученые доказали, что мыслительная деятельность может приносить боль
Представьте себе: вы участвуете в сложной шахматной партии, нахмурив брови, активируя синапсы. Вы можете предположить, что такая умственная гимнастика по своей сути приносит пользу. В конце концов, зачем еще миллионам людей добровольно заниматься такой изнуряющей мозг деятельностью? Но, согласно последним исследованиям, истина гораздо сложнее... и немного неприятна.
О чем говорит новое исследование?
Доктор Эрик Биджлевелд из Университета Радбуда, старший автор исследования, говорит об этом прямо: «В целом, люди действительно не любят умственных усилий». На первый взгляд это утверждение может показаться нелогичным. В конце концов, мы живем в мире, где ценятся интеллектуальные достижения и поощряется обучение на протяжении всей жизни. Но команда Биджлевелда раскрывает фундаментальную истину о человеческом познании, которая может изменить наш подход ко всему — от образования до повышения производительности труда.
Исследование, представляющее собой метаанализ 170 отдельных проектов, охватывает впечатляющий круг участников и сценариев. От медицинских работников, ломающих голову над новыми технологиями, до спортсменов-любителей, оттачивающих свои навыки игры в гольф, результаты были одинаковыми: чем усерднее людям приходилось думать, тем более неприятным казался им этот опыт.
Это открытие поднимает провокационный вопрос: если умственные усилия воспринимаются так плохо, почему мы продолжаем заставлять себя учиться, решать проблемы и решать когнитивные задачи? Ответ, похоже, кроется не в процессе, а в результате. Биджлевелд предполагает, что когда люди выбирают умственно напряженные занятия, это не следует воспринимать как признак того, что им нравятся умственные усилия как таковые. Возможно, люди выбирают умственно напряженные занятия, несмотря на усилия, а не из-за них.
Другими словами, мы не мазохисты, которые наслаждаются болью от напряженных размышлений. Вместо этого мы играем в долгую игру, терпя кратковременный дискомфорт ради долгосрочной выгоды. Удовлетворение от решения сложной головоломки, гордость за овладение новым навыком или предвкушение карьерного роста могут перевесить непосредственные неприятности, связанные с умственным напряжением.
Имеет ли значение умственная нагрузка?
Это исследование, опубликованное в журнале Psychological Bulletin, приводит к некоторым интересным выводам. Для педагогов это означает, что простое усложнение уроков не приведет к автоматическому привлечению учащихся. Для менеджеров это означает, что чрезмерная нагрузка на когнитивные способности без надлежащей поддержки может привести к недовольству и переутомлению сотрудников.
Интересно, что исследование также выявило культурные различия в том, как воспринимаются умственные усилия. Связь между умственными нагрузками и негативными чувствами, хотя и сохранялась, была менее выражена в азиатских странах по сравнению с Европой или Северной Америкой. Это открытие указывает на роль культурных норм и образовательных практик в формировании нашего отношения к когнитивным усилиям.