Исследование: «кричащая мумия» из Древнего Египта умерла в агонии

Исследователи утверждают, что знаменитая «кричащая мумия», известная своим искаженным выражением лица, вероятно, умерла в мучительных болях.
Исследование: «кричащая мумия» из Древнего Египта умерла в агонии
Sahar Saleem
Возможно, перед смертью женщина страдала от трупного спазма

В 1935 году в гробнице Сенмута в Дейр-эль-Бахари археологи обнаружили ужасающую мумию. Тело женщины лежало в деревянном гробу, на нее были надеты черный парик, серебряные и золотые кольца. Но самое жуткое – выражение лица, будто застывшее в крике.

Возможная причина смерти

Согласно одной из теорий, такое выражение лица могли намеренно придать бальзамировщики. Некоторые исследователи также предположили, что мумификаторы просто забыли закрыть ей рот.

Исследование 2020 года показало, что древнеегипетская женщина, возможно, умерла от обширного сердечного приступа. Анализ выявил у нее признаки тяжелого атеросклероза, затрагивающего артерии.

Тогда же ученые предположили, что ее агония была увековечена процессом мумификации.

Подтверждение теории

Изучение мумии
Sahar Saleem

В новом исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Medicine, ученые из Каирского университета подробно изучили 3000-летнюю мумию с помощью компьютерной томографии, электронной микроскопии и рентгеновского дифракционного анализа.

Команда предполагает, что женщина могла страдать от трупного спазма, редкой формы мышечного сокращения во время смертельной агонии. Мышцы могут сокращаться до 36 часов; исследователи предполагают, что тело могло быть мумифицировано до того, как мышцы расслабились. Бальзамировщики, возможно, физически не смогли закрыть ее рот.

При жизни рост женщины составлял около 1,54 метра. Она умерла в возрасте 48 лет.

Химический анализ кожи показал, что ее бальзамировали с использованием ароматической смолы ладана и масла ягод можжевельника – оба эти вещества считались дорогими и обычно привозились в Египет издалека.

По словам исследователей, «мумификаторы заботились о том, чтобы тело выглядело красиво для загробной жизни», поэтому едва ли кто-то случайно забыл закрыть женщине рот.

Кричащая мумия
Sahar Saleem

Исследователи также не выявили разрезов на теле – это указывает на то, что внутри мумии сохранились мозг, сердце, легкие, печень и другие внутренние органы. Такой подход считается необычным: во время классического процесса мумификации той эпохи удалялись все внутренние органы, кроме сердца.

Ученые все еще не знают, кому именно принадлежит тело «кричащей мумии». Они также не смогли выявить точную причину ее смерти.