Сатурн выбросил комету за пределы Солнечной системы

Астрономы обнаружили комету, которая изменила свою орбиту после встречи с Сатурном и теперь улетает из Солнечной системы. Комета получила название A117uUD. Это второе небесное тело, о котором достоверно известно, что оно принадлежало Солнечной системе, а теперь готово ее покинуть.
Сатурн выбросил комету за пределы Солнечной системы
На иллюстрации изображена комета, покидающая Солнечную систему после встречи с Сатурном. Robert Lea
Наблюдение A117uUD и других небесных тел, которое покинули или покидают Солнечную систему, говорит о том, что ее состав не является постоянным, как и состав любой другой планетной системы. А это значит, что планетные системы могут обмениваться между собой и веществом, и даже «кирпичиками» жизни.

Комета A117uUD была обнаружена только 14 июня 2024 года Системой оповещения об астероидной опасности (ATLAS). Но астрономы нашли 142 снимка, на которых комета прежде была не замечена. Это позволило «отмотать» орбиту кометы назад во времени. Как показали астрономы A117uUD встретилась с Сатурном, второй по величине планетой в Солнечной системе, в 2022 году и ее орбита изменилась навсегда.

Эта встреча с газовым гигантом вывела комету на сильно вытянутую эллиптическую орбиту, которая теперь уводит ее в межзвездное пространство. Используя модели для вычисления ускорения A117uUD, команда обнаружила, что она уходит от нас со скоростью около 10 800 км/ч. Это примерно в четыре с половиной раза больше максимальной скорости истребителя F-16, но по космическим меркам это довольно медленно. Тем не менее уход кометы из Солнечной системы уже необратим.

Второе небесное тело, которое покидает нашу планетную систему

Комета A117uUD — это второе небесное тело, которое астрономы заметили в процессе выхода из Солнечной системы. Первой — была комета C/1980 E1 (Bowell), которую отклонил Юпитер. Она была зарегистрирована 9 декабря 1980 года.

«Наши результаты показывают, что случай кометы A117uUD похож на случай C/1980 E1 (Bowell). Тот факт, что два выброса после сближения с планетой наблюдались менее чем за 45 лет, говорит о том, что такие события происходят относительно часто», — пишут ученые.

Беглец из родного дома или межзвездный гость

Интерпретация художником странной сигарообразной формы Оумуамуа
ESO/M. Kornmesser

То, что A117uUD — это тело солнечной системы, которому суждено покинуть свой родной дом, было установлено не сразу. Когда команда впервые проанализировала этот кусок смерзшихся камней, ученые предположили, что его орбита соответствуют орбите межзвездного пришельца.

Первый такой небесный гость, обнаруженный человечеством, — это сигарообразный астероид 1I/’Oumuamua (Оумуамуа). Его назвали гавайским словом, которое примерно переводится как «посланник издалека, прибывший первым».

Когда астрономы обнаружили Оумуамуа в 2017 году, он сразу же привлек внимание своей крайне необычной формой и тем фактом, что у него не было гало, окружающего комету и не было характерного кометного хвоста. Оумуамуа выглядел как странный гибрид кометы и астероида. Он ускорялся, уходя от Солнца, что привело к теперь отвергнутому утверждению, что этот гость из другой планетной системы мог быть инопланетным космическим кораблем.

Оумуамуа сейчас находится за орбитой Нептуна и минует пояс Койпера, — кольцо небесных тел вблизи внешнего края Солнечной системы. Оумуамуа находится вне досягаемости наших телескопов, и он никогда не вернется к Земле или Солнцу.

Представление художника, как может выглядеть поверхность межзвездной кометы 2I/Borisov
M. Kornmesser/ESO

Оумуамуа — не единственный межзвездный гость Солнечной системы. Комета Борисова (2I/Borisov) стала вторым подтвержденным межзвездным телом и первой подтвержденной межзвездной кометой, обнаруженной в Солнечной системе.

Комета 2I/Borisov была обнаружена крымским астрономом-любителем Геннадием Борисовым 30 августа 2019 года. 2I/Borisov уходит от нас со скорость 180 000 км/час. Это почти в 20 раз быстрее, чем скорость A117uUD.